Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
156 обратиться къ царю съ убѣжденіемъ возстановить старое благо¬
честіе. Священникъ Лазарь еще въ февралѣ 1668 года, т. е. не¬
задолго до отвѣта Іоанну, нйписалъ два обширныхъ посланія къ
царю и къ патріарху Іоасафу И. Царя Лазарь называетъ благо¬
честивымъ и напоминаетъ ему объ его обязанности «избрати
догматы отеческія, а лесныя отринута», угрожая ему даже за¬
гробнымъ наказаніемъ за попущеніе церковнаго раздора: «сего
ради не полезно будетъ ти на страшномъ судѣ Сына Божія, яко,
вѣрну ти сущу, отеческія книги и все преданіе ихъ прелагати
попустилъ еси». Оставаясь православнымъ, царь слишкомъ до¬
вѣряется духовнымъ властямъ, которыя его обманываютъ, воз¬
буждаютъ его гнѣвъ, противъ правовѣрныхъ христіанъ,, увѣряя,
будто у расколоучителей почти нѣтъ сторонниковъ, тоіда какъ
«въ Великой Русіи есть и сто тысящь готовыхъ умрети за за¬
коны отеческія»; власти клевещутъ на защитниковъ стараго
благочестія и извращаютъ ихъ доводы въ пользу старой вѣры:
«въ новыхъ же книгахъ Жезлахъ мои слова напечатаны не про¬
тивъ моего письма, а многихъ и нѣть, кои нужны». Благодаря такимъ навѣтамъ, расколоучители подверглись
тяжкимъ преслѣдованіямъ. При этомъ Лазарь описываетъ при¬
тѣсненія, которымъ онъ и его товарищи подвергаются въ ссыл¬
кѣ: «и того ради мучимы есмы всяко и казнями, въ тѣсныхъ
темницахъ затворены, а хлѣба даютъ намъ по полутора фунта
на сутки, да квасу нужнова,—ей, ей, н псомъ болыпи сего ме¬
таютъ!—а соли не даютъ, а одежишка нѣтъ же, ходимъ срамно
и наго». За подобныя гоненія людей, держащихъ «святыя книги
и законъ прародителей», царю предстоитъ дать отвѣтъ въ бу¬
дущей жизни: «и о семъ будутъ судитися съ тобою прародители
твои, и прежнія цари и патріархи, кои тѣ книги управили, къ
симъ же святіи отцы, кои тѣ книги держали и тѣми спасени
быша, нетлѣніемъ тѣлесъ и чудесы прославишася». Въ доказательство своей правоты Лазарь передаетъ царю о
двухъ чудесныхъ явленіяхъ ему Иліи Пророка: въ первый разъ
пророкъ сказалъ Лазарю, заключенному въ темницѣ во время
Московскаго собора 1666—1667 гг.: «Лазаре, азъ есмь съ тобою,
не бойся», н тогда спали съ Лазаря оковы; во второй же разъ
Лазарь видѣлъ себя въ свѣтломъ іерейскомъ облаченіи и «на
главѣ голубь златъ сидящь, крылама возбивая и трепеща», а
вокругъ него стояли многія власти русскія,—«и прихождаше ко Оідііііесі Ьу ^зоояіе