Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
150 нѣйшемъ сочиненіи Аввакума, въ «Книгѣ на крестоборнуіо
ересь», и потому мы будемъ говорить о ней при разсмотрѣніи
ЭТ9Г0 сочиненія. Общимъ пунктомъ въ разбираемомъ посланіи
и въ посланіи къ Стефану является также вопросъ о допусти¬
мости разныхъ споровъ въ старообрядческой средѣ; въ посланіи
къ Стефану Аввакумъ возстаетъ противъ такихъ споровъ, такъ
какъ они приводятъ нѣкоторыхъ къ излишнему мудрованію;
здѣсь же отношеніе Аввакума къ спорамъ нѣсколько иное, онъ
ихъ одобряетъ, говоритъ: «А что противятся другъ другу,—
пускай такъ! Тако истинна и правда бодыпи сыскивается!.. Гры-
зитеся гораздо! Я о томъ не зазираю. Токмо праведнѣ и чи¬
стою совѣстію розыскивайте истинну!» Таковы видоизмѣненія прежнихъ отвѣтовъ, находимыя въ
'разбираемомъ посланіи; изъ новыхъ же отвѣтовъ отмѣтимъ
прежде всего правило о постѣ въ субботу и рядъ наставленій
о томъ, какъ слѣдуетъ держать себя по отношенію къ право¬
славной церкви. Постъ въ субботу отвергается и признается
дозволеннымъ только въ великую субботу или въ томъ случаѣ,
если кто добровольно налагаетъ на себя сорокадневный постъ.
Гораздо важнѣе наставленія второй группы. Тутъ Аввакумъ
указываетъ для своихъ послѣдователей два пути, повидимому,
не совсѣмъ одинаковые: съ одной стороны онъ отрицаетъ воз¬
можность общенія съ никоніанами, а съ другой—одобряетъ тай¬
ное послѣдованіе старой вѣрѣ. О тѣхъ людяхъ, которые «въ
никоніанскіе храмы не ходятъ, и съ ними не соединяются, и не
молятся», Аввакумъ отзывается, что они «добрѣ творятъ», такъ
какъ «не лодобаетъ благочестивому съ нечестивымъ соединя¬
йся»; если же кто неволей придетъ въ никоніанскую церковь,
то онъ долженъ «творить во время ихъ пѣнія молитву Ісусову»
и послѣ того просить у вѣрныхъ прощенія; тотъ же, кто при¬
частился съ никоніанами, отлучается отъ общенія съ вѣрными
на полгода, и такому же наказанію подвергается, «кто въ му¬
ченіи отвержется православныя вѣры, изнемогая»; подлежитъ
покаянію даже и такой человѣкъ, который «перекрестится тремя
персты, глумяся». Но, указавъ эти правила, Аввакумъ вспоми¬
наетъ, что не всѣ одинаково могутъ «явно воинствовати Христу
и послѣдовати по немъ», и такимъ слабымъ людямъ онъ нахо¬
дитъ извиненіе въ примѣрѣ тайнаго Христова ученика, Нико¬
дима. «Тако п вамъ нынѣ, говоритъ онъ, подобаетъ, належа- Оідііігесі Ьу ^оодіе