Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
149 Съ посланіемъ къ Стефану почти совпадаетъ по своему^ со¬
держанію посланіе къ какому-то неизвѣстному лицу (Мат. V,
стр. 217—223), и это обстоятельство даетъ право предполагать,
что оба эти посланія писаны почти одновременно. Разница
между этими посланіями только въ нѣкоторыхъ подробностяхъ
аргументаціи, которая во второмъ посланіи представляется ино¬
гда болѣе разработанной, чѣмъ въ первомъ, а также и въ ко¬
личествѣ разрѣшенныхъ вопросовъ. Сомнѣніе относительно Іоси-
фовскихъ книгъ разрѣшается Аввакумомъ такъ же категори¬
чески и такъ же бездоказательно, какъ и въ посланіи къ Сте¬
фану: «Держися книгъ Филаретовыхъ и іосифовыхъ: тутъ пра-
вость и чистота неблазнена». Въ защиту единогласія снова на¬
ходимъ ссылку на «Бесѣды апостольскія» Златоуста, на Сто¬
главый соборь и на нарѣчные ирмосы, къ которымъ добавленъ
«обиходъ», причемъ указано, что эти «писаны при царѣ Ѳео¬
дорѣ Ивановичѣ». Ссылка на собственную практику въ защиту
единогласія отличается тоже большею подробностью; Аввакумъ
вспоминаетъ, какъ пѣли въ старыя времена, и не осуждаетъ
знаменнаго пѣнія, при томъ условіи, чтобы «рѣчь была чиста,
и права и непорочна» чтобы «не молить Бога сумѣсицек»; глав¬
ную причину, склонявшую къ многогласію, онъ видитъ въ же¬
ланіи «ис церкви скорѣе вытти», и разсказываетъ, какъ постра¬
далъ при введеніи единогласія: «Меня и самово за то бивали
и гоняли безумніи: Долго-де поешь единогласно! Намъ-де дома
недосугъ! Я имъ говорю: Пришелъ ты въ церковь молиться,
отверзи отъ себя всяку печаль житейскую, ищи небесныхъ! О
человѣче суетне! Невозможно окомъ единымъ глядѣть на землю,
а другимъ на .небо, такоже сластемъ и отрастемъ работати. Такъ
иеня за тѣ словеса въ церкви бьютъ, да волочатъ, и иные и
въ ризахъ не щадятъ. Богъ ихъ бѣдныхъ проститъ!» Что ка¬
сается вопроса о поклоненіи иконамъ, хотя бы и старописан-
нымъ, но находящимся въ православномъ домѣ или въ православ¬
ной церкви, то здѣсь онъ разрѣшается такъ же, какъ и въ посланіи
къ Стефану, съ такимъ дополненіемъ, что поклоняться иконамъ «не
подобаетъ въ службу никоніанскую». Съ вопросомъ о поклоненіи
иконамъ Аввакумъ связываетъ вопросъ о формѣ креста, въ какихъ
случаяхъ слѣдуетъ употреблять крестъ четвероконечный, «Пет¬
ровъ», и какое значеніе имѣетъ крестъ «Христовъ», трисоставный,
осьмиконечный. Эта статья гораздо подробнѣе развита въ позд¬ Оідііігесі Ьу