Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
ГЛАВА V. Первое время Пустозерской жизни.—Отвѣты діакона Ѳедора и Аввакума на
вопросы нѣкоего Іоанна.—Посланія Аввакума къ инокинѣ Меланіи, священ¬
нику Стефану н другимъ лицамъ.—Посланіе Аввакума къ царю Алексѣю Ми¬
хайловичу. — Каани въ Пустоверскѣ и на Мезени. — Письмо Аввакума на
Мѳвень въ женѣ и дѣтямъ. Г. Московскій соборъ 1666—1667 гг., предавшій анаѳемѣ всѣхъ
защитниковъ «древняго благочестія», и послѣдовавшія за нимъ
репрессивыя мѣры свѣтскаго правительства порвали всякую связь
раскольниковъ съ православною церковью, отняли у нихъ по¬
слѣднюю надежду на возвращеніе «никоніанъ» на путь правой
вѣры и отторгли отъ ихъ общины многихъ видныхъ ея предста¬
вителей, которые, какъ напр. игуменъ Ѳеоктистъ, Нероновъ, Ни*
кита Пустосвятъ и др., изъ страха быть подъ клятвою вселен¬
скихъ патріарховъ и подвергнуться жестокимъ градскимъ каз¬
нямъ, принесли покаяніе и отреклись отъ своихъ взглядовъ, про¬
тивныхъ церковнымъ постановленіямъ. Правда, ихъ отреченіе
было въ большинствѣ случаевъ неискреннее, впослѣдствіи нѣ¬
которые изъ нихъ снова возвратились къ своимъ старымъ мнѣ¬
ніямъ, иногда даже такой возвратъ совершался немедленно послѣ
отпаденія, какъ это случилось съ діакономъ Ѳедоромъ, раздѣлив¬
шимъ участь Аввакума и его товарищей, но въ настоящее время
главные московскіе вожаки раскола были отсѣчены отъ своей об¬
щины, и единственными ея авторитетными руководителями явля¬
лись страдальцы за старую вѣру, сосланные въ Пустозерскъ учи¬
теля. Своею твердостью въ вѣрѣ, своими страданіями они прі¬
обрѣли въ глазахъ своихъ послѣдователей еще большій автори- ' Оідііііесі Ьу