Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
138 разобраннаго нами его посланія къ Плещееву. Замѣчательно, что
онъ и теперь еще старается оправдать царя Алексѣя Михайловича,
признавая его прельщеннымъ отъ Никона, но православнымъ: тутъ
сказалась не одна боязнь передъ вопрошавшей властью,— отно¬
шенія Аввакума къ царю, какъ это видно изъ его послѣдующихъ
сочиненій, долго оставались хорошими, согласными съ этимъ
взглядомъ. Несмотря на такое точное формулированіе Аввакумомъ сво¬
его отпаденія отъ церкви, духовная власть, а въ особенности
царь, не оставляли надежды возвратить его на путь истины: 8-го
августа ночью пріѣзжалъ уговаривать Аввакума Дементій Башма¬
ковъ, 10-го августа—Артамонъ Сергѣевичъ Матвѣевъ и какой-то
«архимаритъ», и въ тоть же день Аввакумъ былъ взятъ въ Чу¬
довъ монастырь, гдѣ его увѣщевали митрополитъ Павелъ Крутиц¬
кій и архіеп. Нларіонъ Рязанскій; на другой день пріѣзжалъ къ
Аввакуму Чудовскій архимандритъ Іоакимъ. Мягкій и добрый царь
Алексѣй Михайловичъ, всегда благоволившій къ Аввакуму, пробо¬
валъ склонить Аввакума ласкою, просилъ у него благословенія
черезъ стрѣлецкаго голову Юрія Лутохина, пріѣзжавшаго увѣще¬
вать Аввакума 22-го августа. Башмаковъ и Матвѣевъ, приходив¬
шіе раньше, «говорили царевымъ глаголомъ: протопопъ, вѣдаю
де твое чистое и непорочное и богоподражательное житіе, прошу
де твоего благословенія и съ царицею и съ чады, — помолися о
насъ! Кланяючись посланникъ говоритъ. И я по немъ всегда
плачю; жаль мнѣ силно его. И паки онъ же: пожалуй де послу¬
шай меня, соединись со вселенскими тѣми хотя небольшимъ чѣмъ!
И я говорю: аще и умрети ми Богъ изволитъ, со отступниками
не соединюсь! Ты реку мой царь, а имъ до меня какое дѣло. Сво¬
его, реку, царя потеряли, да и тебя проглотить сюда приволок-
лися! Я, реку, не сведу рукъ съ высоты небесныя, дондеже Богъ
тебя отдастъ мнѣ>. Въ этотъ же день былъ у Аввакума вторич¬
но А. С. Матвѣевъ, а черезъ 2 дня онъ же пріѣзжалъ съ Симе¬
ономъ Полоцкимъ, и «зѣло было стязаніе много: разошлися яко
пьяни, не могъ и поѣсть послѣ крику. Старецъ мнѣ говорилъ:
острота, острота тѣлеснаго ума! да лихо упрямство; а се не умѣетъ
науки! И я въ то время плюнулъ, глаголя: сердитъ я есмь нВ дья¬
вола воюющаго въ васъ, понеже со діяволомъ исповѣдуеши еди-
ну вѣру и глаголеши, яко Христосъ царьствуетъ не совершенно,
равно со діяволомъ и еллины исповѣдуеши во своей вѣрѣ. И Ар- йідііііесі Ьу ѵ^оосіе