Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
133 сѳніемъ, чтобы онъ с тюрьмы не ушелъ и дурна никакова бъ
надъ собою не учинилъ, и чернилъ и бумагу ему не давать и
никого къ нему пускати не велѣть, а корму давать какъ и про¬
чимъ колодникамъ». Отсылка тоже должна была совершиться
«съ великимъ береженіекъ, чтобы онъ 8 дороги не ушелъ и
дурна бъ надъ собою не учинилъ». Распоряженія эти были
исполнены 3-го сентября70). Въ Пафнутьѳвъ монастырь нѣсколь¬
ко разъ пріѣзжали разныя духовныя лица изъ Москвы для увѣ¬
щанія Аввакума: 12-го сентября былъ вдовый дьяконъ Василій
Васильевъ изъ Пушкарей и привозилъ съ собой какія-то «вы¬
писки въ тетрадяхъ отъ властей»; 4-го/ декабря пріѣхалъ игу¬
менъ Парѳеній изъ Москвы и за что-то «морилъ Аввакума три
дни и въ стюденой тюрьмѣ держалъ ево», и наконецъ, 30-го янва¬
ря пріѣзжалъ тотъ же дьяконъ Василій Васильевъ съ поруче¬
ніемъ отъ митрополитовъ Павла Крутицкаго и Иларіона Рязан¬
скаго, и «приходилъ къ нему пьянъ ночью, хотѣлъ извести ево». Эти извѣстія о притѣсненіяхъ Аввакума находятся въ за¬
пискѣ «О напаствованіи и терпѣніи новыхъ страдалецъ», при¬
надлежащей Аввакуму, а потому къ нимъ нельзя относиться съ
безусловнымъ довѣріемъ; совсѣмъ также неясенъ въ нихъ мо¬
тивъ этихъ притѣсненій, а между тѣхъ «Житіе» даетъ намъ
возможность предположить, что причиной строгостей были опять-
таки сношенія Аввакума съ другими раскольниками и новые
разсказы о его чудесахъ. Такъ, Аввакумъ разсказываетъ, что
къ нему опять приходили его дѣти, а съ ними юродивый Ѳе¬
доръ, бѣжавшій изъ Рязани, гдѣ находился подъ присмотромъ
митрополита Иларіона. Ѳедоръ приходилъ спросить своего духов¬
наго отца, ходить ли ему по прежнему въ одной рубашкѣ, или
надѣть платье, чтобы спастись отъ преслѣдованій. Аввакумъ
разрѣшилъ ему надѣть платье. Изъ своихъ чудесъ, совершен¬
ныхъ за это время, Аввакумъ разсказываетъ о слѣдующемъ: ке¬
ларь Пафнутьева монастыря Никодимъ, сперва расположенный
къ Ацвакуму, началъ его притѣснять и за то, что не выпу¬
стилъ протопопа изъ его темницы въ Свѣтлый праздникъ, под¬
вергся Божіему гнѣву, такъ сильно разболѣлся, что уже ожи¬
дали его смерти. «И въ нощи противъ вторника пріиде къ нему
мужъ въ образѣ моемъ, съ кадиломъ, въ ризахъ свѣтлыхъ, и ?0) Мат. т. I, стр. 871—374 я V, стр. 114.