Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
131 распространяться толки о его чудесныхъ видѣніяхъ. Объ одномъ
такомъ видѣніи мы знаемъ изъ его посланія, писаннаго къ царю
Алексѣю Михайловичу уже изъ Пустозерска. <И о' томъ сту¬
жахъ Божеству, пишетъ'Аввакумъ, да явить мнѣ, не туне ли
мое бѣдное страданіе. И въ полунощи всеношное чтущу ми на-
изустъ Святое Евангеліе утреннее, подъ ледникомъ на соломкѣ
стоя, въ одной рубашкѣ и безъ пояса, въ день Вознесенія Го-,
сподня: и бысть въ дусѣ весь, и ста бливъ менѳ по правую
руку ангелъ мой хранитель, улыскаяся, и приклонялся ко мнѣ
и милъ ся дѣя. Мнѣ же чтущу святое Евангеліе нескоро, ко
ангелу радость имущу: а се потомъ изъ облака Госпожа Бого¬
родица яви ми ся, потомъ и Христосъ съ силами многими и
рече мнѣ: не бойся, Азъ есмь съ тобою! Мнѣ же къ тому про-
четшу къ концу святое Евангеліе .и рекшу: Слава тебѣ, Господи!
и падшу на ѳемлю и лежащу на многъ часъ» 6в). Какъ распространялись разсказы о подобныхъ чудесныхъ
видѣніяхъ, мы узнаемъ изъ дѣла о двухъ сыновьяхъ Аввакума,
Иванѣ и Прокопіи, и племянникѣ его, Макарѣ Козьминѣ, при¬
ходившихъ въ это время къ нему на свиданіе. Они были схва¬
чены 7-го іюля и на другой день допрошены игуменомъ Угрѣш-
скаго монастыря, Викентіемъ: всѣ трое объявили себя племян¬
никами Аввакума и показывали, что имъ даже неизвѣстно, въ
Москвѣ-ли находятся дѣти Аввакума и бывали-ли они у своего
отца. Иванъ Аввакумовъ говорилъ, называя Аввакума дядей:
«и черницы татарки такоже не знаю, и я у него въ Монастырѣ
не бывалъ и его не видалъ и не энаю, потому что я съѣхалъ
съ отцомъ своимъ въ Нижній маленекъ, и онъ нашъ дядя былъ
въ то время въ ссылкѣ, а посылалъ меня нынѣ сперва про него
провѣдывать отецъ мой, что онъ живъ-ли, а нынѣ мы всѣ за¬
шли въ монастырь изъ лѣсу безъ отцова вѣдома, а въ лѣсъ хо¬
димъ ради ягодъ, а писемъ я и словъ ни отъ кого къ нему не
принашивалъ, такожъ и отъ него никуды и съ нимъ не видался-жъ
никогда и нынѣ у него Аввакума не были». Къ этому показа¬
нію другой сынъ Аввакума, Прокопій добавилъ, что упомяну¬
тая выше неизвѣстная старица-татарка, вѣроятно, приходившая
тоже къ Аввакуму, «живетъ на Москвѣ, а въ монастырѣ или у
кого во дворѣ, того де я не вѣдаю, только де прилаживала въ **) Мат. V, стр. 153 -154. 9* Оідііііесі Ьу Слоодіе