Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
127 ской странѣ у меня два сына отъ нужи умерли. Царь государь,
смилуйся!88). Ссылка Аввакума была очень чувствительнымъ ударомъ для
общества раскольниковъ, и они начали усиленно хлопотать о его
возвращеніи. Подавалъ за него челобитную Нероновъ. Онъ указы¬
валъ на множество всякихъ невзгодъ, которыя претерпѣлъ Авва¬
кумъ «изъ младенчества», говорилъ, что Аввакумъ не такъ силь¬
но провинился, какъ объ этомъ донесли государю, наконецъ, умо¬
лялъ государя возвратить Аввакума изъ того изгнанія «и быти
ему со мною въ пустыни (Игнатіевой на Сарѣ), да обще нераз¬
лучно пребудемъ, плачася грѣховъ своихъ, а не вели, государь,
въ томъ пустомъ мѣстѣ во изгнаніи ему и съ челядью конецъ
пріяти, и чтобы маленкимъ ѳво сироткамъ въ зимнее время на
нужномъ пути до Пуста-озера отъ студени безгодною смертію не
померѣть»59). Изъ письма игумена Ѳеоктиста въ боярынѣ Морозо¬
вой видно, что Нероновъ подалъ двѣ челобитныхъ, одну дьяку
приказа тайныхъ дѣлъ, а другую государю, и, что особенно важ¬
но, Ѳеоктистъ упоминаетъ, что эти челобитныя поданы были по
желанію самого государя60). Однако изъ ссылки Аввакумъ пока
не былъ возвращенъ. Такъ же безуспѣшна, какъ зги челобитныя,
была попытка дьякона Ѳедора: онъ «подавалъ духовнику чело¬
битную объ Аввакумѣ о свободѣ, и онъ въ глаза бросилъ съ
яростію великою»01). Хотя добиться возвращенія Аввакума въ
Москву раскольникамъ и не удалось, но и до Пустозерска онъ
не доѣхалъ и болѣе года пробылъ на Мезени, такъ что, можетъ
быть, эта задержка была послѣдствіемъ ходатайствъ его москов¬
скихъ друзей. И въ этой ссылкѣ Аввакумъ не терялъ времени
для своего дѣла: «по городамъ паки людей Божіихъ училъ, и ихъ
пестрообразныхъ звѣрей обличалъ». Пропаганда была успѣшна,
и на Мезени ревностной почитательницей Аввакума стала жена * *)“) Мат. I, стр. 198—201. *) Мат. V, стр. 140—141. •") Мат. I, стр. 814—316. в1) Мат. I, стр. 398—899. Г. Субботинъ по поводу этого факта замѣчаетъ:
«до такой степени измѣнились въ это время отношенія царскаго духовника
Стефана Вонифатьева къ Аввакуму и его друзьямъ»; тутъ надо, однако, ска¬
зать, что въ полемическомъ- увлеченіи г. Субботинъ допустилъ довольно гру¬
бую ошибку, такъ какъ царскимъ духовникомъ въ это время былъ уже не Сте¬
фанъ Вонифатьевъ, а протопопъ Лукьянъ. Оідііігесі Ьу Слоосіе