Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
125 мѣненія къ Аввакуму этого новаго наказанія было ѳго участіи
въ пасквильныхъ слухахъ, распространявшихся о греческомъ
архимандритѣ Діонисіи, который училъ арх. рязанскаго Иларіона
греческому языку, а также будто бы «и нравомъ, внѣшняя
мудрствующимъ». Ботъ какъ разсказываетъ Аввакумъ объ этомъ
дѣлѣ: «Болѣзнуя же, рѳкохъ владыкѣ сему, древнія ради любви
съ нимъ: Владыко святый, у зазорна человѣка учишся! Понеже
слышалъ отъ достовѣрныхъ свидѣтелей, что Софѣинской попъ
Иродіонъ извѣщалъ на него вамъ, святителямъ, что онъ архи-
маритъ нѣкоего подъяка.... И тѣ вины дѣтищъ написаны далъ
ему, попу Иродіону; а онъ попъ Иродіонъ, то письмо вятцкому
епископу Александру кагалъ, да и Питириму митрополиту ни
извѣстно ли. Мала ли бѣда... сія скверна во святилищѣ содѣяна?
Какъ выѣдетъ онъ, архимарить, въ свою землю, скажетъ...*
У нихъ то, грековъ, не диковина. И безчестіе сіе и вѣчный по-
зорь не точію вамъ архіереомъ, но и всему государству будетъ.
А только до сего времени и служите въ той церкви безъ освя¬
щенія: блюдитеся и отъ Бога казни. Не добра похвала—такой
- воръ и ругатель великія Россіи святителя учитъ! И архіепископъ
Иларіонъ въ то время кручиненъ былъ. И я ему говорилъ: «Вла¬
дыко святый, по пирушкамъ ходя, попъ Иродіонъ, со своею бра-
тіею смѣяся говоритъ тѣ слова.» Попъ Иродіонъ, по словамъ
Аввакума, очень многимъ разсказывалъ эту сплетню, между про-
* чимъ Галицкому протопопу Михаилу, діакону Ѳедору “). Весьма
возможно, что Аввакумъ, узнавъ этотъ разсказъ, не ограничился
однимъ сообщеніемъ его арх. Иларіону, а тоже содѣйствовалъ
его распространенію, чѣмъ, конечно, и долженъ былъ еще болѣе
возстановить противъ себя высшую духовную власть. Бояринъ
Петръ Михайловичъ Салтыковъ объявилъ Аввакуму царскій
указъ о его ссылкѣ въ Пустозерскъ **). Аввакумъ попробовалъ оправдаться и подалъ царю новую
челобитную (по изданію г. Субботина вторую). Разсказывая о
приведенныхъ сплетняхъ попа Иродіона, Аввакумъ защищаетъ
и этого послѣдняго, говоря что онъ не могъ молчать о такомъ
важномъ дѣлѣ и не донести архіереямъ и государю. «Дѣло то
соборное и исправить вѣло нужно. И аще архіереи исправить “) Мат. V, стр. 137—139.
") Мат. V, стр. 67. ОідійгесІ Ьу ^лоозіе