Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
123 проповѣди, а потому онъ, «помолчавъ съ полгода» (кань онъ
выражается въ «Житіи»), «паки заворчалъ», снова рѣшилъ обра¬
титься къ царю съ челобитной. По всей вѣроятности, эта чело¬
битная и есть та недошедшая до насъ «роспись, кто въ которые
владыки годятца», которая упоминается въ бумагахъ Ѳеоктиста,
которую самъ Аввакумъ называетъ «моленейцемъ къ великому
государю о духовныхъ властѣхъ, ихже нужно снискать» 50 51), а
Нероновъ—«моленейцемъ о Сергіѣ Салтыковѣ и о Никонорѣ и
о иныхъ по жребію святительскаго чина» 61). Судя по тому, что
Аввакумъ рѣшился ходатайствовать за другихъ, указывать госу¬
дарю кандидатовъ на епископскія каѳедры, можно заключать, что
его авторитетъ въ это время былъ значительный, что онъ чув¬
ствовалъ за собой нѣкоторую силу, если рѣшался выступить съ
такими указаніями. Кромѣ того мы внаемъ, что эта челобитная
не ограничивалась одними подобными указаніями, а касалась
вообще церковныхъ дѣлъ, и о нихъ то именно и «ворчалъ» про¬
топопъ. Самъ онъ говоритъ, что «написалъ царю многонко-таки,
чтобы онъ старое благочестіе взыскалъ и мати нашу общую
святую церковь отъ ересей оборонилъ и на престолъ патріарше¬
скій пастыря православнаго учинилъ вмѣсто волка и отступника
Никона, злодѣя и еретика» 52). Должно быть, къ этой же чело¬
битной примыкаютъ тѣ выписки, сдѣланныя Аввакумомъ изъ
Священнаго Писанія, «Бесѣдъ» Златоуста, сочиненій Ефрема
Сирина, Цвѣтника и др., которыя были отобраны у Благовѣщен¬
скаго сторожа Андрея Самойлова. Въ этихъ выпискахъ восхва¬
ляется святая простота, противополагаемая суетной мудрости
внѣшней, такъ какъ «вѣра поіребе ко спасенію и ко прѣнію
противящихся, а не риторики и грамматики, и прочихъ добро¬
дѣтелей христіанскихъ отъ чиста сердца, а не ѳилосовскаго ки-
чения», а нынѣшніе философы (подъ которыми, вѣроятно, под-
разумѣваются греки и малороссы, исправители книгъ) называ¬
ются «песьими сынами». Приводится въ выпискахъ рядъ при¬
мѣровъ, какъ люди неученые, каковы Юліанъ, Спиридоній Три-
миоунтскій и нѣкій старецъ, благодаря своему смиреномудрію и
стойкости въ вѣрѣ, побѣждали ученыхъ риторовъ и философовъ. ■°) Мат. V, стр. 136. 51) Мат. I, стр. 198.
и) Мат. V, стр. 66. -ОідШіесІ Ьу ѵ^оодіе