Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
119 словъ суетныхъ, то я стыжусь га тебя предъ людьми крѣпкими
въ православной вѣрѣ. Обращаясь въ новымъ учителямъ, Ав¬
вакумъ называетъ ихъ «нынѣшними, пьяными апостолами, кото¬
рые всегда с похмѣлья мудрствуютъ, составляюще лукавые дог¬
маты», и восклицаетъ: «ей, не внидетъ, возлюбленне, благодать
духовная въ та уста, в ниже входитъ вино кормчемное. Аще и
тма кромѣ ихъ наречеши мудрѣйшими, поведутъ тя с ними, идѣже
аще хощеши возопіеши: горѣ и оувы». Аввакумъ не вѣритъ,
чтобы съ ненавистными ему «мудрѣйшими» учителями могли схо¬
диться вселенскіе патріархи; онъ высказываетъ убѣжденіе, что
хотя и страждутъ восточные христіане подъ агарянскимъ наси¬
ліемъ, хотя и не имѣютъ они хорошихъ книгъ, въ которыхъ по¬
учались бы правой вѣрѣ, но вселенскіе патріархи православны,
они не принимаютъ книгъ, напечатанныхъ въ латинскихъ го¬
родахъ съ разными еретическими искаженіями; съ великимъ тру¬
домъ они достаютъ старыя, истинныя книги, въ которыхъ нѣтъ
латинскихъ прибавокъ, и по нимъ правятъ непорочное ученіе.
Тутъ Аввакумъ опять разражается гнѣвомъ на новыхъ учите¬
лей, называетъ ихъ «дрождями прокислыя мудрецы, которые пи¬
шутъ трясущимися руками, ползающе по землѣ, яко гадове»: что
могутъ сдѣлать они добраго? а ты ихъ называешь мудрѣйшими
и хочешь, чтобы и я имъ повиновался; ты самъ отъ ндхъ дол¬
женъ бѣжать, если хочешь видѣть Христа въ день судный». Въ
заключеніе Аввакумъ обращается къ Плещееву съ увѣщаніемъ
оставитъ свои заблужденія: «пріиди в чювствовкіихъ обрѣтаешься;
аще мощно ти есть познати истинну, да не погубиши себе во
вѣкъ, припади къ ногамъ распятаго за ны истиннаго учителя
Христа Бога нашего, призови Духа истиннаго и наставитъ тя
на всяку истинну. Того бо ради положи Господь во евангеліи
причтю о блудномъ сынѣ, да познаемъ церковь Христову и от¬
ступленіе въ правду и блуженіе, что бо принесе блудный, развѣ
наготу свою и пріят первую одежду и наслажденіе въ дому ми¬
лостиваго отца и паки сынъ наречеся въ дому своемъ и т. д. Въ изложенномъ посланіи проявляется та двойственность въ
отношеніяхъ Аввакума къ русскимъ, уклонившимся отъ правой
вѣры, и къ ихъ соблазнителямъ грекамъ, которая замѣчается не
разъ въ послѣдующихъ сочиненіяхъ Аввакума: въ то время какъ
въ отношеніи къ первымъ мы видимъ мягкость, даже нѣжность,
которою мотивируется просьба о возвращеніи на путь истины Оідііііесі Ьу Слоодіе