Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
118 * ми: Христосъ создалъ церковь и далъ ей такую крѣпость, что и вра¬
та адовы не одолѣютъ ея; Христосъ живетъ въ ней, царствуетъ и
не даетъ ей погрѣшить не только въ догматахъ вѣры, но и въ ма¬
лѣйшей чертѣ каноновъ и пѣсней; отступники «мудрѣйшіе* гово¬
рятъ, что поблудили отцы наши въ церковныхъ догматахъ, и много
временя церковь была въ «погруженіи», а теперь они умудрились
исправить, «обрѣсти погибшее, стропотная гладка сотворить»,—
слѣдовательно они не вѣрятъ слову Христову о непогрѣшимости
церкви и такимъ образомъ являются хулителями Бога и церкви.
Въ то время возражать на этотъ ложный силлогизмъ православ¬
нымъ архипастырямъ было очень затруднительно: они сами дер¬
жались того мнѣнія, что церковь «пріяла совершеніе» не только
въ догматахъ, но и въ обрядахъ, только видѣли они это совер-
іпеніе въ обрядахъ греческихъ, тргда какъ раскольники считали
совершенными свои русскіе обряды. Если какой-нибудь обрядъ
признать совершеннымъ, то измѣненіе его есть искаженіе цер¬
ковнаго преданія, отступничество отъ правой вѣры; смотря съ
этой точки зрѣнія на обряды и ихъ измѣненіе, православные пре-
дзвали анафемѣ раскольниковъ за то, что они поддерживали
искаженія греческихъ обрядовъ, а раскольники прокдинали_дра-
посланныхъ за измѣненія, яли, по этой теоріи, искаженія, произ¬
водимыя въ русскихъ обрядахъ въ угоду греческимъ учителямъ.
Національный элементъ подучалъ такимъ образомъ совершенна
особенное значеніе: раскольники отстаивали народность, не какъ
таковую, но какъ носительницу совершеннаго православія, что
и было для нихъ единственно существеннымъ. Бы думаете, что вы исправляете», пишетъ Аввакумъ, «но
подъ видомъ исправленія, чѣмъ далѣе, тѣмъ болѣе вводите вы
себя въ адово дно; вашему исправленію конца не будетъ, пока
не останется въ васъ едина малѣйшая жилица христіанская; такъ
же говорили всѣ еретики, аріане, македоніане, латины, люторы,
утверждая, что они исправляютъ». Относительно крестнаго зна¬
менія Аввакумъ коротко говоритъ, что отъ людей, измѣняющихъ
Символъ, нельзя ожидать, чтобы они могли правильно креститься.
На ссылки Плещеева на священное писаніе онъ отвѣчаетъ иро¬
ніей: мы прочли писанія и увидали тамъ, что «нравъ твоего муд¬
рованія подобенъ человѣку утопляющему, емуже аще бы кто и
бритву бы подалъ, и за ту хватается». Ты все свое носланіе на¬
писалъ себѣ за посмѣхъ, и если ты самъ не стыдишься своихъ Оідііігесі Ьу Іе