Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
117 вина послужили причиной того, что г. Субботинъ отвергъ под¬
линность этого сочиненія, призналъ егб принадлежащимъ Потем¬
кину и не включилъ въ свое собраніе сочиненій Аввакума48).
Однако, намъ кажется этотъ взглядъ не совсѣмъ правильнымъ,
и мы предлагаемъ такое объясненіе: отвѣть, приписываемый Ав¬
вакуму, дѣйствительно ему принадлежитъ, но возможно, что въ
его составленіи или переработкѣ принималъ участіе Спиридонъ
Потемкинъ, что и отразилось на особенностяхъ стиля, слишкомъ
книжнаго. Отрицать авторство Аввакума, когда оно указывается
во всѣхъ спискахъ въ заглавіи, намъ не представляется возмож¬
нымъ въ виду того, что Спиридону Потемкину, какъ весьма
авторитетному раскольническому писателю, не было никакой на¬
добности скрывать свое произведеніе подъ чужимъ именемъ. Осо¬
бенности стиля далеко не могутъ служить критеріумомъ для оп¬
редѣленія личности автора, и это прежде всего замѣтно на со¬
чиненіяхъ, несомнѣнно принадлежащихъ Авцакуму, но рѣзко
другъ отъ друга отличающихся по стилю. О стилѣ Аввакума
можно скавагь, что выдающіяся его черты—образность и реализмъ,
но на /этомъ основаніи далеко не всякое сочиненіе, обладающее
этими качествами, можно приписать Аввакуму, и точно такимъ'
же образомъ не всякое сочиненіе, лишенное этихъ свойствъ и
написанное языкомъ книжнымъ, должно быть признано не при-*
надлежащимъ Аввакуму. Эти-то соображенія и не позволяютъ
намъ согласиться съ взглядомъ г. Субботина, и при обзорѣ дѣя¬
тельности Аввакума мы не можемъ исключить его отвѣтъ на
посланіе Плещеева, хотя и не отрицаемъ участія въ немъ Спи¬
ридона Потемкина. Въ своемъ отвѣтѣ Аввакумъ соглашается съ Плещеевымъ,
что очень важно хранить дружбу, но отказывается повиноваться
«мудрѣйшимъ», потому что отъ нихъ утаилъ Богъ тайны бла¬
годѣти своей, а открылъ ихъ младенцамъ, неученымъ людямъ,
которыхъ Плещеевъ укоряетъ въ буйствѣ: спасается міръ черезъ
вѣрныхъ, а не чрезъ мудрѣйшихъ. Противъ исправленій, произ¬
водимыхъ этими мудрѣйшими, Аввакумъ выставляетъ слѣдующій
силлогизмъ, который является, по его мнѣнію, однимъ изъ силь¬
нѣйшихъ аргументовъ въ спорахъ раскольниковъ съ право славвы- 46 *46) Позволяемъ себѣ въ этомъ случаѣ сослаться на мнѣніе Н. И. Суббо- . тина, высказанное намъ лично. ОідШгесІ Ьу