Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
116 I Никона и другихъ церковныхъ властей не вводилось ничего но¬
ваго, но что имн только «погибшее обрѣтается, кривое испра¬
вляется, косвенное отметается и стропотное соглаждается»; что
книги русскія исправляются премудрѣйшими учителями вслѣд¬
ствіе того важнаго соображенія, что въ нихъ много несходнаго
съ греческими оригиналами и старинными русскими списками.
Затѣмъ Плещеевъ разсматриваетъ въ частности нѣкоторыя
исправленія и отчасти доказываетъ ихъ правильность, отчасти
просто заявляетъ, что такъ, по новому, лучше. Противъ двое¬
перстія онъ ссылается на разныя свидѣтельства отъ книгъ и
на проклятіе его вселенскими патріархами. Указываетъ онъ на
разные недостатки въ иконномъ писаніи, въ печатныхъ кни¬
гахъ. Просить Плещеевъ Аввакума прекратить свою пропаганду,
чтобы не ввести въ соблазнъ другихъ, потону что «горе чело¬
вѣку, имже соблазнъ приходитъ»; а пропаганда эта уже теперь
многихъ отвращаетъ отъ церкви: нѣкоторые люди не ходятъ въ
церковь, отвергаютъ новые Служебники,- троеперстіе, «всѣ испра¬
вленные нынѣ церковные догматы», до того упорствуютъ въ
своемъ противленіи истинѣ, что даже умираютъ безъ покаянія
и причащенія святыхъ Тайнъ. Сказавъ о такихъ упорныхъ рас¬
кольникахъ, Плещеевъ заключаетъ свое посланіе, говоря, что
Аввакуму не должно имъ уподобляться, такъ какъ они нера¬
зумны, и слѣдуетъ принять новое перстосложеніе и во всемъ
соединиться съ православною церковью и вселенскими па¬
тріархами 44). На это посланіе Аввакумъ отвѣчалъ довольно обширнымъ
разсужденіемъ, которое сохранилось до насъ въ сборникахъ со¬
чиненій Спиридона Потемкина съ такимъ заглавіемъ: «Против
же сего многокозненнаго и прелестнаго посланія Аввакумъ про¬
топопъ восписуегь, лести и хулы исполненныя оуста загражда¬
етъ и посрамляетъ, яко остріемъ меча посѣваетъ вселукаваго
языка глаголы, списатедь же сему авва Спиридонъ»45). Это
заглавіе, а также и помѣщеніе отвѣта среди сочиненій Потем- * **4) Это посланіе напечатано въ Правосл. Собѳсѣд. 1868 г., ч. II, стр. 691—
598. Мы пользовались инъ также въ рукописныхъ сборникахъ Имп. Публ.
Библ. № Я. I, 476 и д. I, 486. *9) Сборники Имп. Публ. Библ. ($. I, 476 и (}. I, 486, по которымъ * мы помѣщаемъ ниже это сочиненіе. См. также ркп. Хдудовской библ. по опи¬
санію А. Н. Попова № 351, л. 38—42. Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе