Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
112 сложеніе креста въ перстѣхъ разрушаетъ; и истинное метаніе в
поклонѣхъ отсѣкаетъ, и многихъ ересей люди Божія и твоя на¬
полнилъ; индѣ напечатано: духу лукавому молимся. Охъ души
моей и горе!» Перечисливъ всѣ эти мнимыя ереси Никона, при¬
чемъ основаніемъ для всѣхъ подобныхъ обвиненій являются са¬
мыя незначительныя измѣненія въ обрядахъ или въ текстѣ бо¬
гослужебныхъ книгъ (напр. замѣна словъ: Его же царствію нпсть
конца, словами: не будетъ конца, вызываетъ обвиненіе въ томъ,
что Христосъ не признается теперь царствующимъ, и т. п.),
Аввакумъ, сравнивъ Никона съ папой Формозомъ, убѣждаетъ
государя «отложить служебники новые и всѣ его никоновы заг
тѣйки дурные». Государь долженъ исторгнуть злое и пагубное
ученіе Никона, «дондеже конечная пагуба на насъ не пріиде, и
огнь с небесе, или моръ древній, и прочая злая насъ не постигло».
Въ упоминаніи, о конечной пагубѣ не трудно видѣть намекъ на
наступленіе антихристова царства. «А егда сіе злое кореніе исторг¬
немъ, предсказываетъ Аввакумъ, тогда намъ будетъ вся бла¬
гая, и кротко и тихо все царство твое будетъ, яко и прежде Ни¬
конова патріаршества было, и агарянскій мечъ Богъ уставитъ
и сподобить насъ получити вѣчная благая». Послѣ этого Аввакумъ снова обращается къ Пашкову, про¬
сить царя «спасти его душу», постричь въ монахи, чтобы «впе¬
редъ не губилъ, на воеводствахъ живучи, христіянства. Ей, го¬
сударь, не помнить Бога: или попъ, нашъ братъ, или инокъ,—
всѣхъ равно губить и мучить, огнемъ жжетъ и погубляетъ».
Но Аввакумъ проситъ вмѣстѣ съ тѣмъ «не мстить» Пашкову
за свою обиду, говоря, что Пашковъ его духовный сынъ и поэ¬
тому не должно думать о его погубленіи, а слѣдуетъ относиться
къ нему съ любовью. Просьба не мстить Пашкову за свою оби¬
ду выражается очень настойчиво, повторяется нѣсколько разъ,
такъ что, можетъ быть, она не была вызвана однимъ притвор¬
нымъ незлобіемъ. Къ дѣлу Пашкова относится и приложенная
къ челобитной «памятная записка» о злоупотребленіяхъ и же¬
стокостяхъ воеводы: при всемъ ужасномъ произволѣ Пашкова,
который рисуется въ этой запискѣ, нельзя не замѣтить, какъ
мы уже указывали, что нѣкоторыя строгости его со своей ко¬
мандой вызывались необходимостью поддерживать въ ней дис¬
циплину и противодѣйствовать непозволительному съ военной
точки зрѣнія критическому обсужденію дѣйствій начальника. Оідііігесі Ьу ^лоодіе