Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
111 Описавъ невзгоды своей Сибирской жизни, Аввакумъ заклю¬
чаетъ такъ: «и о сихъ всѣхъ, государь-свѣтъ, благодаримъ Бога,
яко первые мы въ тѣхъ странахъ з женою моею и дѣтми учи¬
нились отъ патріарха въ такой пагубной, паче же хорошей
ссылкѣ. Упоилъ насъ чашею вина нерастворенна. Да не поста¬
вить ему Богъ в грѣхъ эдѣсь и въ будущемъ вѣцѣ! Не прогнѣ¬
вайся, государь-свѣтъ, на меня, что много глаголю: не тогда
инѣ говорить, какъ издохну!» Однако послѣ такого нѣсколько,
пожалуй, мягкаго замѣчанія о Никойѣ, Аввакумъ не выдержи¬
ваетъ, начинаетъ обличать Никоново мучительство: «То не оте¬
ческой у патріарха вымыслъ, но древняго отступника Іуліянаи
египтянина Ѳеоѳила патріарха Александрова града и прочихъ
еретикъ и убійцъ, яко христіянъ погубляти. Мнѣ мнится и духъ
пытливой таковъ же Никонъ имать, яко и Ѳеоѳилъ: понеже всѣхъ
устрашаетъ». Бъ этихъ нападкахъ на Никоново мучительство,
можетъ быть, и есть слабый отголосокъ представленій о свободѣ
совѣсти, выразившихся въ ученіи Нила Сорскаго и его послѣ¬
дователей, однако скорѣе здѣсь проявляется самозащита преслѣ¬
дуемой стороны, и принципіальнаго отрицанія преслѣдованій за
вѣру приписывать Аввакуму на основаніи этихъ словъ не пред¬
ставляется возможнымъ. Далѣе Аввакумъ обращается къ реформѣ Никона и, рѣши¬
тельно отказываясь ее принять, обвиняетъ Никона въ равныхъ
ересяхъ. «Многіе ево боятся, говоритъ онъ, а протопопъ Авва¬
кумъ, уповая на Бога, ево не боится. Твоя, государева свѣтова
воля, аще и паки попустишь ему меня озлобить: за помощью
Божіею готовъ и духъ свой предать. Аще не нынѣ, умремъ же
всяко и житію должная послужимъ; смерть мужу покой есть;
смерть грѣху опона. А душа моя пріяти ево новыхъ законовъ
беззаконныхъ не хощетъ. И во откровеніи ми отъ Бога бысть
се, яко мерзокъ онъ предъ Богомъ Никонъ» (На какое открове¬
ніе ссылается здѣсь Аввакумъ, нельзя сказать ничего положи¬
тельнаго). «Аще и льститъ тебѣ, государю-свѣту, яко Арій древ¬
нему Констяньтину; но погубилъ твои в Руси всѣ государевы
люди душою и тѣломъ, и хотящій ево законы новыя пріяти на
страшнѣмъ судѣ будутъ, слыть никоніяне, яко древніе аріане.
Христа онъ Никонъ не исповѣдуетъ в плоть пришедша; Хри¬
ста не исповѣдуетъ нынѣ царя быти и воскресеніе ево, яко ію-
дѣи, скрываетъ; онъ же глаголетъ неистинна Духа Святаго; и Оідііігесі Ьу Соо^Іе