Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
101 гіи македонянинъ, а третій лютеръ, инъ же калвинъ, а інъ рим¬
лянинъ, и иныхъ множество, но сіи вси учатся въ дшмскихъ
училищахъ, яже суть школы латинскія, а за ученіе не даютъ'
ничесоже кромѣ душъ своихъ; аще бо кто восхощетъ совершенъ
быти римлянинъ, но той не возможетъ, доступитъ совершеннаго
ученія римъскаго; аще бо' кто не восхощетъ римскаго опреснока
вкусити, той абіе невѣдомъ бываетъ, и конецъ его единъ Богъ
вѣсть и тоя его мзда за римское ученіе» (л. 136 об.). Указавъ
на эту дѣйствительно присущую многимъ исправителямъ слабую
сторону ихъ образованія, Спиридонъ Потемкинъ обличаетъ ихъ
жизнь, во многомъ не соотвѣтствовавшую старымъ аскетиче-
ческимъ идеаламъ: «веліе диво, что видѣвше люди послѣдуютъ
имъ! Вѣру ли, но та развращенна; дѣла ли, и тѣ завистны; лю¬
бовь ли, и та невѣдома никому; постъ ли, за щеками носа не
знать; трезвеніе ля, всегда руки дрожатъ съ похмелья, а безъ
горѣлки ни единъ часъ, безъ роскоши и безъ рыбы ни во единъ
пятокъ; а труды церковныя, кто свидѣтель?» (л. 44 об.). Замѣ¬
чательно, что къ патріарху Никону Спиридонъ Потемкинъ отно¬
сится сравнительно мягко; указавъ, что Никонъ не отвергаетъ
Кириловой книги и Стоглава, онъ говоритъ: «точію въ вѣрѣ Не
согласуетъ, аще бо и самъ исповѣдуетъ Духа Святаго Господа
истиннаго, но преступилъ заповѣдь Ісуса Сирахова и припу¬
стилъ къ себѣ иноземца, иже преврати вся благочестивыя пути
его, и той солга предъ нимъ, яко святіи отцы истиннаго въ
символъ православныя вѣры не вложивше» (л. 50 об.). Не есть
ли такое мягкое отношеніе къ Никону результатъ вліянія род¬
ственника Спиридона, Ѳ. М. Ртищева, который сохранялъ друж¬
бу съ Никономъ и въ то же время не отстранялся отъ защит¬
никовъ старины? Единственное средство устранить всѣ еретическія нововведе¬
нія исправителей Потемкинъ видитъ въ созваніи собора, который
могъ бы ихъ обличить и утвердить правоту защитниковъ старыхъ
книгъ (л. 12 и 62), но такого собора приходится долго ждать, а
тѣмъ временемъ новшества повсюду распространяются при помо¬
щи насилія, такъ какъ новые учители «осилують», «нуждею при¬
водятъ въ римскую прелесть» (л. 7 об.), «не хотѣвшихъ пріимати
таковыя ихъ прелести многихъ изгнаша, многихъ уязвиша, мно¬
гихъ умертвиша» (л. 11). Кромѣ насилія, нововводители стараются
дѣйствовать насмѣшками: «ругающеся благочестивымъ хрибтія- Оідііііесі Ьу і^ооеіе