Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
96 настырскою казной Соловецкой, относилось къ монахамъ очень
милостиво: архимандритъ Варѳоломей, во время своего пріѣзда
въ* Москву, былъ не разъ приглашаемъ къ царскому столу, по¬
лучалъ разные подарки, «укрухъ», «романею», именинный пи- ^
рогъ и т. п. и былъ отпущенъ съ великой честью 31 32). Среди
членовъ высшей церковной іерархіи были и такіе, которые вы¬
ражали, хотя и не совсѣмъ открыто, свое сочувствіе старымъ
обрядамъ: 'таковъ былъ епископъ вятскій Александръ, такимъ
же образомъ, какъ можно предполагать, поступалъ и митр. Пи-
тирдмъ, блюститель патріаршаго престола; по крайней мѣрѣ не
даромъ явилось извѣстіе о его сочувственномъ пріемѣ Неронову,
а кромѣ того и впослѣдствіи, будучи въ Новгородѣ, онъ выска¬
зывалъ свое расположеніе къ соловецкимъ монахамъ 89). Влія¬
ніемъ враждебнаго Никону Питирима объясняется и постано¬
вленіе собора 1660 года о томъ, что слѣдуетъ Никона «за само-»
вольное оставленіе патріаршества безъ благословной вины почи¬
тать чуждымъ архіерейства, чести и священства», а также и
другое постановленіе этого же собора по дѣлу архіепископа суз¬
дальскаго Стефана, принадлежавшаго, въ качествѣ бывшаго
архимандрита Воскресенскаго монастыря, къ числу людей, пре¬
данныхъ Никону и во всемъ придерживавшихся ,тѣхъ церков¬
ныхъ порядковъ, которые заведены были Никономъ. Въ 1659 г.
суздальскій соборный попъ Никита Константиновъ Добрынинъ
(извѣстный впослѣдствіи съ прозвищемъ Пустосвята) подалъ на
архіепископа Стефана доносъ, что онъ «служитъ божественную
литургію не по преданію св. Апостолъ и пасетъ церковь Божію
не по правиламъ св. отецъ, честнымъ иконамъ и церквамъ и
всякой святыни ругается’ учитъ священный чинъ и всѣхъ хри¬
стіанъ не отъ божественнаго писанія». По слѣдствію открылось,
что всѣ преступленія, въ которыхъ обвинялся Стефанъ, состояли
только въ употребленіи обрядовъ, принятыхъ патріархомъ Ни¬
кономъ. Никита, котораго Стефанъ послѣ этой неудачной ябеды
отрѣшилъ отъ церкви, учинилъ, какъ доносилъ о томъ при¬
казный архіепископа Денисъ Петровыхъ и какъ показывалъ
соборный попъ Симеонъ, въ церкви большое смятеніе, навывалъ
Стефана измѣнникомъ и еретикомъ, вырвалъ изъ рукъ у подъя- 31) Сырцовъ. Возмущеніе соловецкихъ монаховъ, стр. 82—83. 32) ІЪі<і., стр. 84, 85. Оідііігесі Ьу Ьоодіе