Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
9і Нѳронова къ себѣ въ .крестовую, и здѣсь у нихъ произошло
продолжительное объясненіе, о которомъ мы имѣемъ свидѣтель¬
ство только одной стороны, «Записку» игумена Ѳеоктиста; въ
виду этого слѣдуетъ относиться съ большой осторожностью къ
показаніямъ этого источника, хотя бы они, повидимому, и гово¬
рили въ пользу патріарха Никона: нельзя принимать цѣликомъ
за достовѣрную Ѳеоктистову передачу разговоровъ Неронова съ
патріархомъ, какъ это дѣлаетъ митр. Макарій 2*). Эта передача,
какъ и вообще всякія фактическія показанія раскольниковъ, во
всякомъ случаѣ односторонняя, тенденціозная, требующая осно¬
вательной провѣрки, и удивляться, по примѣру' митр. Макарія
и г. Субботина * 23), смиренію и кротости Никона, на основаніи
разсказа Ѳеоктиста, было бы не совсѣмъ осмотрительно: никоимъ
образомъ не слѣдуетъ забывать, что, заставляя Никона или мол¬
чать, или ограничиваться повтореніемъ дважды въ сущности
неудачнаго отвѣта на укоризны Неронова, Ѳеоктистъ хочетъ
представить Никона неправымъ, безгласнымъ, не имѣющимъ
привести въ свою защиту никакихъ основательныхъ доводовъ;
то же слѣдуетъ думать и о пространныхъ обличительныхъ рѣ¬
чахъ Неронова, которыя плохо вяжутся съ принесеннымъ имъ
покаяніемъ, какъ бы оно ни было не искренне. Поэтому мы вполнѣ
соглашаемся съ мнѣніемъ гр. Гейдена, что Ѳеоктистъ въ своемъ
изложеніи рѣчей Неронова, «повидимому, многое придумалъ
самъ» Во всякомъ случаѣ достовѣрно одно, что Нероновъ
принесъ покаяніе, не желая находиться подъ клятвой восточ¬
ныхъ патріарховъ, а по возвращеніи царя Алексѣя Михайловича
былъ совершенно прощенъ патріархомъ и допущенъ къ прича¬
щенію, причемъ вполнѣ вѣроятнымъ представляется показаніе
Ѳеоктиста, что царь самъ ходатайствовалъ предъ патріархомъ о
прощеніи Неронова. Патріархъ не только простилъ Неронова, но
и разрѣшилъ ему служить по старымъ Служебникамъ, признавъ
ихъ «добрыми» наравнѣ съ новоисправленнымъ Служебникомъ,
и даже, по настоянію Неронова, допустилъ двоить аллилуію въ
одномъ изъ московскихъ соббровъ. Такъ разсказываетъ Ѳеоктистъ,
и, къ сожалѣнію, мы не имѣемъ никакихъ другихъ данныхъ для -2) Макарій. Ист. рус. церкви, т. XII, стр, 214—221. 23) Мат., т. I, стр. 134—136. 21) Гр. Гейденъ. ІІзъ ист. возникновенія раскола при патр. Никонѣ, стр. 61. I Оідііііесі Ьу ^.оодіе