Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
1 88 датайствуя предъ царемъ о смягченіи участи своихъ единомыш¬
ленниковъ, Нероновъ напоминаетъ о томъ вліяніи, какимъ они
прежде пользовались, когда въ нихъ «не явилось никакого по¬
рока», и когда на нихъ отъ самого Никона «не было нпкакова
извѣту»; «а они въ тѣ лѣта безпрестанно къ вамъ, государемъ,
на всякія бещинныя вѣщали, и святѣйшимъ патріархомъ блажен¬
ныя памяти, и прочимъ властемъ о утвержденіи святыхъ церквей,
что вамъ, государемъ, вѣстно было» ІЯ). Защищая своихъ единомышленниковъ, Нероновъ еще въ на¬
чалѣ 1654 г. писалъ царю, что они явились охранителями церкви,
«паче же и опаство имущи, да не пострадати будутъ отъ хотя¬
щаго пріити на послѣдокъ и возмутити вселѣнную, его же при¬
ходъ, о благочестивый царю, отъ божественнаго писанія всяко
вѣси, лукавъ бо зѣло и малыми, ихъ же утвердитъ Духа Святаго
благодать, познаваемъ будетъ. Зане не отъ шуйцы явитися бу¬
детъ, но десными народъ прельстити покусится, и всяку добро¬
дѣтель лицемѣріемъ возлюбитъ, и милостивъ явится ко обнищав¬
шимъ всяко отъ добродѣтелей и Христовы рабы гонити будетъ,
носящихъ знаменіе на себѣ небеснаго Царя» 18). Къ высказанной
въ этомъ письмѣ мысли объ антихристѣ Нероновъ возвращается
не одинъ разъ въ своихъ послѣдующихъ произведеніяхъ, поды¬
скивая для нея подтвержденіе въ апостольскихъ предсказаніяхъ
о послѣднихъ временахъ 14). Идея о наступленіи послѣдняго времени, имѣющая свой источ¬
никъ въ приведенныхъ нами словахъ Кирилловой книги и Книги
о Вѣрѣ, высказывалась Нероновымъ не въ однихъ только пись¬
махъ къ царю, но и въ письмахъ къ его духовнымъ дѣтямъ и
въ посланіяхъ всенародныхъ, какова напр. его «общая отписка
ко всѣмъ христолюбцамъ». Изъ частныхъ писемъ Неронова, вѣ¬
роятно, уже въ это время составлялись сборники игуменовъ
Ѳеоктистомъ, какъ предполагаетъ г. Субботинъ, и такимъ обра¬
зомъ эти письма теряли свой частный характеръ, становились
общимъ достояніемъ. Проповѣдь объ антихристѣ находила себѣ
живой откликъ въ ученикахъ Неронова, какъ это мы можемъ
видѣть изъ писемъ къ нему братьевъ Плещеевыхъ. Въ одномъ 12 1312) Мат., т. I, стр. 36. 13) ІЬісІ., стр. 53. и) ІЬій.. стр. 102, 121. 9 Оідііііесі Ьу і^оскне