Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
дриту и равнымъ боголюбцамъ, пріѣзжавшимъ сотъ всѣхъ четы¬
рехъ странъ» его навѣстить, говорилъ, что онъ присланъ отъ па¬
тріарха подъ началъ, и что даже у себя дома онъ никогда не ви¬
далъ такой роскоши. Пользуясь такимъ удобствомъ, окруженный
почетомъ, Нероновъ, какъ только пріѣхалъ, сталъ оказывать влія-
' яіе на монастырскіе порядки: особенно онъ заботился о томъ, что¬
бы въ монастырѣ служили единогласно. Стремленіе установить
этотъ порядокъ въ монастырѣ очень понятно со стороны Неронова,
принимавшаго столь дѣятельное участіе въ вопросѣ о единогласіи
■еще при патріархѣ Іосифѣ; но со стороны монастырской братіи это
новшество, какъ и вездѣ, вызывало ропотъ: такъ, какой-то ста¬
рецъ Варлаамъ говорилъ «съ болѣзнію»: «какъ пріѣхалъ прото- .
попъ Іоаннъ, такъ пѣніе стало большое и свѣчамъ большой рас¬
ходъ». Живя въ монастырѣ, Нероновъ строго обличалъ не со¬
отвѣтственную иноческому уставу жизнь братіи, лѣность монаховъ
къ церковной службѣ, плохое соблюденіе постовъ, пьянство. Часто
говорилъ онъ объ этихъ весьма обычныхъ въ то время безпоряд¬
кахъ архимандриту, но такія замѣчанія не всегда вели къ цѣли,
архимандритъ оказывался слишкомъ снисходительнымъ, и Неро-
нову приходилось укорять его самого: «вскую, святый отче, гово¬
рилъ онъ архимандриту, ругательство твориши церкви? Читатель
«си писанія и грамотѣ гораздъ, а никому не укажешь,—лише смѣ¬
ешься!» Всѣ эти обличенія, наконецъ, надоѣли архимандриту и
братіи, стали говорить: «до чего намъ отъ Іоанна протопопа до¬
терпѣть? противится онъ церкви», вспомнили патріаршій приказъ,
что Нероновъ подъ запрещеніемъ, перестали его пускать въ цер¬
ковь, его слугамъ и ему самому начали дѣлать всякія притѣсне¬
нія, и даже, по словамъ Ѳеоктиста, архимандритъ, «ѳмъ Неронова
за власы, по трапезѣ' влачаше и рукама по щекамъ біяше время
довольно» 3). Весьма возможно, что въ разсказѣ Ѳеоктиста объ
этихъ притѣсненіяхъ есть кое-какія прикрасы, но важно знать,
что Нероновъ довольно долго пользовался въ монастырѣ свобо¬
дой и почетомъ. При Нероновѣ находился въ Спасокаменномъ монастырѣ Зла¬
тоустовскій игуменъ Ѳеоктистъ, который писалъ подъ диктовку
его письма къ царю, царицѣ, Стефану Вонифатьеву и другимъ ли¬
цамъ, такъ какъ самъ Нероновъ, по дряхлости или неискусству, 3; Мат., т. I, стр. 112—119. Оідііігесі Ьу ѵ^ооя іе