Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
83 никакого благопріятнаго случая безъ того, чтобы не высказать
свой протестъ противъ патріарха открыто. Такой удобный мо¬
ментъ представился довольно скоро послѣ высылки Неронова,
Аввакума и др. членовъ кружка Вонифатьева: Московское госу¬
дарство было постигнуто великимъ народнымъ бѣдствіемъ—мо¬
ровою язвою 1654 года, сгубившею множество людей всякаго
-состоянія. Это бѣдствіе, въ связи съ начавшеюся Польской вой¬
ною, было истолковано, какъ Божіе наказаніе за отступничество
отъ старой, правой вѣры, наказаніе, къ тому же предсказанное,
какъ утверждалось, царю Іоанномъ Нероновымъ. Конечно, со¬
сланные протопопы и ихъ сторонники въ Москвѣ не могли упу¬
стить такого случая, чтобы не указать на него народу, какъ
на яркое удостовѣреніе своей правоты и неправды Никона.
Между тѣмъ по указу патріарха, отсутствовавшаго изъ Москвы,
отбирались и уничтожались распространенныя въ большомъ ко¬
личествѣ иконы латинскаго письма. Распоряженіе это исполня¬
лось очень усердно и притомъ далеко неумѣло, такъ что вызы¬
вало ропотъ въ темномъ народѣ, не отдававшемъ себѣ отчета
въ полной основательности требованія патріарха и потому уви¬
дѣвшемъ въ этомъ дѣлѣ еретичество и иконоборство. Обнару¬
жилось волненіе 25 августа 1654 г. Къ соборной церіши, гдѣ
-былъ у обѣдни управлявшій Москвой кн. М. П. Пронскій, при¬
шли многіе земскіе и разныхъ слободъ люди и принесли икону
Спаса Нерукотвореннаго съ выскребеннымъ ликомъ и подписью.
Когда бояринъ вышелъ изъ церкви, земскіе люди стали ему
говорить: «Этотъ образъ взятъ на патріарховъ дворъ у тяглеца
-новгородской сотни Софрона Ѳедорова Лапотникова; ему же об¬
разъ данъ изъ тіунской избы для переписки, а лице выскре-
-бено по указу патріарха». Софронъ объяснилъ, что ему было
отъ того образа явленіе, чтобы показать его мірскимъ людямъ,
я они бы стали за такое поруганіе. Затѣмъ въ толпѣ стали го¬
ворить: «Нынѣ на всѣхъ гнѣвъ Божій за такое поруганіе; такъ
дѣлали иконоборцы, и въ этомъ дѣлѣ всѣ обвиняютъ патріарха;
а держитъ патріархъ у себя завѣдомаго еретика, старца Арсе¬
нія, во всемъ ему далъ волю и велѣлъ ему быть у справки пе¬
чатныхъ книгъ; и тотъ чернецъ многія книги перепортилъ, и.
ведутъ'насъ къ конечной погибели. За многія ереси Арсеній
вмѣсто смертной казни былъ сосланъ въ Соловецкій монастырь.
Патріарху слѣдовало бы оставаться въ Москвѣ и молиться о е* ОідіІііесІ Ьу