Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
читати, вѣдати подобаетъ, и чтущимъ всегда въ памяти имѣти послѣдую¬
щая. Первое. Яко творецъ сихъ лѣтописаній, не токмо римлянинъ бѣ, но и
кардиналъ римскаго костела, именемъ Бароній кесарь, а сократителъ его
и на польскій языкъ прсводникъ, іезуитъ Петръ Скарга, оба во всемъ
между собою подобна, оба римляне, оба папежницы, и излиха ревнитель-
пѣйшіи защитницы папы римскаго, и послѣдовательнѣ велиціи ненавист¬
ницы нашея православныя церкви восточныя... Второе. Еже отъ перваго
уже явно есть, и ему послѣдуетъ, вѣдати надлежитъ, яко Бароній съ
преводникомъ и сократителемъ своимъ Скаргою, отъ излишнія ревности
къ папѣ, многими не токмо къ сему дѣлу ненадлежащими, но и неизвѣст¬
ными отъ недостовѣрныхъ писателей и подметными повѣстъми книги
своя наполнилъ... Егда читатель обрящетъ здѣ что противно и несогласно
православію, да не смущается, но да уподобится благороднѣйшимъ би-
ріеняномъ, иже услышавше проповѣдь апостольскую, къ писаніямъ
устремишася, по вся дни разсуждающе оная, аще сія тако суть». Теперь ясно, что си читали изъ Баронія сомнительное мѣсто. Въ
предисловіи ясно говорится о самомъ Бароній, что ему лично вѣрить
нельзя, нельзя вѣрить и тому, что якобы Кипріанъ покаялся. Однако,
Бароній сослался на Евсевія ІІамфила, кн. 7. Посмотримъ, вотъ книга 7
Евсевія Памфила, гл. 5. Діонисій многократно бесѣдовалъ съ нимъ объ
этомъ предметѣ посредствомъ посланій, и, наконецъ, сказалъ, что, но
прекращеніи гоненія, всѣ церкви, обратившіяся къ Новатову нововведе¬
нію, примирились между собою. Онъ пишетъ такъ: Глава 5. «Знай, братъ,
что всѣ восточныя и еще отдаленнѣйшія церкви, бывъ нѣкогда раздѣ¬
лены, теперь пришли къ соединенію. Предстоятели ихъ вездѣ согласны
въ образѣ мыслей, исполняясь великою радостію о неожиданномъ утвер¬
жденіи мира: Димитріанъ — въ Антіохіи, Ѳеоктистъ — въ Кесаріи, Мо-
забанъ — въ Эліи, Маринъ, по смерти Александра, — въ Тирѣ, И.хіодоръ,
по упокоеніи Филимидра, — въ Лаодпкіи, Еленъ — въ Тарсѣ, и всѣ кили¬
кійскія церкви, Фирмиліанъ и вся Каппадокія... всѣ Сирскія области и
Аравія, куда вы всякій разъ посылаете свое пособіе и куда пишете въ
настоящее время, также Месопотамія, Понтъ и Виѳинія,—однимъ словомъ
всѣ и вездѣ радуются о единомысліи и братолюбіи, славя Бога...Онъ давно
уже писалъ о Еленѣ, Фирмиліаиѣ и всѣхъ епископахъ Киликіи, Кап¬
падокіи, Галатіи и дальнѣйшихъ сопредѣльныхъ областей, что съ ними
не будетъ имѣть общенія по той же самой причинѣ, потому, т.-е., что
они перекрещиваютъ еретиковъ. И смотри, сколь важно это дѣло; каса-