Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 98 — •же еретиковъ. Въ 8-мъ правилѣ говорится объ ученіи еретика Новата.
Кто былъ Новатъ и какова его ересь и какъ онъ крестилъ? Я позволю
себѣ представить на ваше благоусмотрѣніе свидѣтельство изъ книги Ма¬
ксима грека, который говоритъ объ этомъ еретикѣ, слово 68. „Слышн же бнатно„ н ^лз^м'Ьй прлмо: ірстики., нже отъ Но¬
сата П^ЕЗ&НТЕ^А БЫ США ^НЛККЛГО,, НОКДТІАНЕ НЛ^НЦЛЕЛШ,, НИЖЕ О К^ЕфЕ-
НІИ, НИЖЕ О ТЛННСТК'І' П^ЛКОСЛЛБНЫЛ Б'Цы,, НИЖЕ О ИНОМЪ КОЕМЪ 3А-
КОК'к ЦЕРКОВНОМЪ БЕЗЗАКОНОБА^о НО ЗАНЕ тонію ддрокднноЕ ОТЪ ЧЕ-
лок'ЬколюбѴа Спаса Хрнстд грѣшникомъ покданіа отрнцд^Ѵ н не
пршмл^ѵ НА ПОКААнУе ОБрДфАЮфН^СА^ НЖЕ КЪ ГОНЕНІИ Хрнстд ОТБЕрГО-
1ІІЛСА. За ТО ЕДННО ОТрННОБЕНН ЕЫІІІА ОТЪ БЕЛНКАГО СоБОрА ПрАБОСЛАБ-
НЫ^Ъ, Н ПрОКЛАТЫ КЫІПЛ4'1'. Изъ прочитаннаго видно, что у Новата-еретика никакой собственно
ереси не было, а Церковь древняя крестила приходящихъ отъ его ереси,
несмотря на то, что новатіане были крещены въ три погруженія. Сама
истина свидѣтельствуетъ, что три погруженія еретиковъ во имя Отца и
Сына и Святаго Духа не дѣлаютъ крещеніе еретиковъ истиннымъ. Не хо¬
четъ ли мой собесѣдникъ этимъ защищать еретиковъ? Затѣмъ вы сказали, что у Баронія въ 258 лѣтѣ написано, будто бы
овященномученикъ Кипріанъ покаялся въ томъ, что крестилъ новатіанъ
неосмысленно, оставилъ это заблужденіе и присоединился къ тѣмъ епи¬
скопамъ, которые не крестили новатіанъ. Скажу вамъ, это несправедливая
ложь. Если бы Кипріанъ покаялся въ этомъ, тогда бы и Церковь не при¬
няла его дѣйствій. Развѣ могла Церковь противорѣчьи» сама себѣ, когда
положила законъ Кипріана въ книгѣ Кормчей. Кипріанъ былъ въ III вѣ¬
кѣ, а Кормчая издавалась въ первой половинѣ XVII вѣка. Здѣсь круп¬
ная ошибка моего собесѣдника. Кипріанъ въ крещеніи еретиковъ никогда
не каялся и не присоединялся ни къ какимъ епископамъ. Такъ святая Церковь поступала до и послѣ священномученика Кип¬
ріана, т.-е. крестила всѣхъ еретиковъ, но соборъ никейскій первый поста¬
новилъ мѵроиомазать еретиковъ-новатіанъ. Теперь скажу о томъ мѣстѣ у Баронія, на которое ссылался мой со¬
бесѣдникъ. Ба, книгѣ Баронія, часть 1, въ предисловіи о самомъ Бароніи
имѣются важныя указанія. Здѣсь пишется на листѣ 5: «Обаче хотящему
сію книгу безъ преткновенія и соблажнепія себѣ и безъ осужденія иныхъ