Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
Ё V — 91 — Вотъ три правила святыхъ апостоловъ, которыя также старообряд¬
цы-поморцы приводятъ въ защиту своего перекрещиванія. Но о какихъ
здѣсь еретикахъ рѣчь идетъ? О всѣхъ ли безразлично или можетъ быть
о нѣкоторыхъ? Чтобы не быть голосованнымъ, я на это прочту слова преп.
Ѳеодора Студита (часть I, стр. 259). Вотъ что говоритъ преподобный отецъ:
«Касательно же сказаннаго тобою, что правило не различаетъ, но опре¬
дѣленно гласитъ, что рукоположенные или крещенные еретиками не мо¬
гутъ быть ни клириками, ни вѣрными, прими во вниманіе, что апо¬
стольское правило называетъ еретиками тѣ хъ, ко¬
торые не крещены и некрестятъ во имя Отца и Сына
и Святаго Духа». Вотъ апостольскія правила, которыя они приводятъ въ свою за¬
щиту — о какихъ еретикахъ свидѣтельствуютъ? О еретикахъ, которые не
крещены и не крестятъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Самъ же
Ѳеодоръ Студитъ, въ этомъ же мѣстѣ, объяснивъ эти апостольскія пра¬
вила, дѣлаетъ различіе еретикамъ (255 стр.). Его спросилъ Навкратій
нѣкто, его сынъ духовный и вотъ онъ отвѣчаетъ ему: «О крещаемыхъ
кратко отвѣчу. Сужденіе о нихъ троякое. Крсщаются: маркіониты, таско-
другиты, манихеи и подобные имъ до мелхиседекіанъ, всего двадцать
пять ересей. Помазуются святымъ мѵромъ: тессарескедекатиты, новатіане,
аріане, македоніане, аполлипаристы всего пять. Не крещаютс я и
не помазуются, а только анаѳематствуютъ свою и всякую другую ересь:
мелетіане, несторіане, еетихіане и подобные имъ до нынѣшней ереси...».
Слѣдовательно, здѣсь Ѳеодоръ Студитъ, объяснивъ, что правила апо¬
столовъ относятся къ еретикамъ і-го чина, которыхъ, дѣйствительно,
слѣдуетъ перекрещивать, поясняетъ: но не всѣхъ, нужно различать,
потому что сужденіе о нихъ троякое. Есть еще у нихъ ссылка на 47-е правило Василія Великаго, на ко¬
торомъ они также основываются. 47-е правило Василія Великаго сви¬
дѣтельствуетъ, по ихъ убѣжденію, яко бы о томъ, что Василій Великій
самъ-то наватіанъ перекрещивалъ. Но здѣсь также этому нѣтъ ника¬
кого основанія. Въ 47 правилѣ Василій Великій, хотя и сказалъ, что
«мы по одинаковому винословію таковыхъ наватіанъ перекрещиваемъ»,
но оставилъ это на волю собора. Я-то, говоритъ, такъ, но какъ соборъ
объ этомъ скажетъ? Толкуя это правило, Вальсамонъ, толкованіе кото¬
раго принято всей святой Церковью, пишетъ слѣдующее: «Настоящее же
правило не нуждается въ толкованіи, потому что и святымъ оно было