Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 88 — лять при пріемѣ слѣдуетъ на 3 чина. Такъ поступаетъ,—говорится въ
правилахъ,—св. соборная апостольская Церковь. Старообрядцы-безпо¬
повцы поморскаго брачнаго согласія принимаютъ въ свою общину однимъ
чиномъ. Если они принимаютъ однимъ чиномъ, то, мнѣ кажется, доста¬
точно и этихъ двухъ доказательствъ для того, чтобы установить, что у
нихъ нѣтъ св. соборной апостольской Церкви, потому что въ ней 3 чина,
а у нихъ одинъ чинъ. Но, защищая свое убѣжденіе, старообрядцы-поморцы тоже ссыла¬
ются на ученіе святыхъ отецъ, поэтому я считаю долгомъ указать вамъ и
тѣ основанія, какія они обыкновенно приводятъ въ свою защиту без¬
различнаго принятія еретиковъ первымъ чиномъ. Ссылаются они пре¬
имущественно, и это самое главно доказательство у нихъ, на священно-
мученика Кипріана, епископа карѳагенскаго. Справедливо ли они на него
ссылаются и имѣется ли основаніе къ перекрещиванію въ ученіи Кип¬
ріана и справедливо ли говорятъ, что Кипріанъ какъ училъ, такъ и на¬
всегда оставилъ это ученіе? На этотъ вопросъ дастъ намъ отвѣтъ блажен¬
ный Іеронимъ, великій учитель западной Церкви: «Старался блаженный
Кипріанъ избѣжать обычно посѣщаемыхъ озеръ, и не пить воды чужой;
съ цѣлью отвергая крещеніе еретиковъ, онъ при тогдашнемъ римскомъ
епископѣ Стефанѣ, который былъ двадцать вторымъ, считая отъ блажен¬
наго Петра, составилъ по этому предмету соборъ африканскій. Но стара¬
ніе его осталось тщетнымъ» (Твор. его, часть ІУ, стр. 88). Отсюда ясно, что
блаженный Кипріанъ, хотя и защищалъ свое убѣжденіе, что слѣдуетъ
всѣхъ безразлично перекрещивать при обращеніи къ Церкви, но ста¬
ранія эти, пишетъ блаженный Іеронимъ, остались тщетными. Почему же
они остались тщетными? Дальше пишетъ: «Тѣ же самые епископы,
которые вмѣстѣ съ нимъ постановили перекрещивать еретиковъ, воз¬
вратившись потомъ къ дре вп му обычаю, издали
новое опредѣленіе» (страница 88). Такимъ образомъ ясно,
что блаженный Кипріанъ вмѣстѣ съ епископами отвергъ правило о пе¬
рекрещиваніи еретиковъ. Соборъ тѣхъ же самыхъ епископовъ вновь
собрался, отмѣнилъ это рѣшеніе и издалъ новое. Какое? «Возвратившись
къ древнему обычаю», слѣдовательно, и до Кипріана неодинаковый
былъ чинопріемъ еретиковъ. Вотъ это первое доказательство. А что дѣйствительно священномученикъ Кипріанъ это свое убѣ¬
жденіе оставилъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ намъ историкъ Бароній