Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 74 — стр. 55). Мы потому принимаемъ хиротонисанныхъ еретиковъ, что
хиротонія у шіхъ отъ Бога, а не отъ діавола, какъ заявляетъ мой
собесѣдншсЛ). Вселенскій соборъ, приведя цѣлый рядъ доказательствъ,
ставитъ (именно святѣйшій Тарасій) вопросъ: должно ли принимать
хиротонисанныхъ еретиковъ. Отвѣтъ данъ такой, что «мы видимъ, что
слѣдуетъ принимать хиротонисанныхъ еретиковъ». Не говорится, что
это—самозванная іерархія, но говорится посвященная и считается
дѣйствительной. Да развѣ вы не знали, что еретики занимали каѳедры.
Кто они? Отцы: Ѳома, Іоаннъ, Константинъ были на Константинополь¬
ской каѳедрѣ, они были рукоположены еретиками. Святѣйшій патріархъ
Тарасій сказалъ: «но и очень многіе изъ собравшихся па святый шестый
соборъ были, конечно, хиротонисаны Сергіемъ, Пирромъ,
Павло мъ и Петромъ, учителями ереси моноѳе лит ской;
такъ какъ они преемственно занимали константинопольскую каѳедру.
И послѣ Петра, который занималъ константинопольскую каѳедру по¬
слѣднимъ изъ нихъ, до VI собора прошло не болѣе 15 лѣтъ. И самые
архіереи: Ѳома, Іоаннъ и Константинъ, бывшіе (па константинопольской
каѳедрѣ) въ вышепоказанный промежутокъ времени, были рукопо¬
ложены вышепоименованными еретиками и, о д-
нако-жъ, это не было поставлено имъ въ вину. Пять¬
десятъ лѣтъ продолжалась тамъ эта ересь. Но отцы VI собора анаѳемат-
ствовали (только) этихъ четырехъ, хотя и были сами ими руко¬
положены» (Дѣян. всел. собор., т. VII, стр. 60—61). Ясно, такимъ образомъ, почтенные слушатели, что вселенскіе
соборы и помѣстные цѣлымъ рядомъ историческихъ примѣровъ дока¬
зываютъ, что не только возможно, но и должно принимать хиротонисан¬
ныхъ въ ереси клириковъ, считая ихъ дѣйствительными епископами,
священниками и діаконами. Ясно, что ихъ нужно помазать святымъ
мѵромъ, и что послѣ помазанія они сохраняютъ свои степени. Когда
нѣтъ своихъ православныхъ епископовъ, то они, по толкованію Вальса-
мона на 8-е правило I вселенскаго собора, должны исправлять и
епископскія дѣла. Отсюда долженъ быть ясный выводъ, что Амвросій
митрополитъ, перейдя въ старообрядческую Церковь, имѣлъ возмож¬
ность и право занять въ Бѣлой-Криницѣ епископскую каѳедру и
исправлять тамъ епископскія дѣла. И, слѣдовательно, на немъ была
такая же законная и спасительная хиротонія, какая была на Мелетіи,
на трехъ святителяхъ и на тѣхъ еретикахъ, которые, возвращаясь въ