Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 67 — епископовъ и мірянъ изъ допатистовъ уже соединились съ каѳолическою
Церковью, клирики сохранили свои степени». (кн. «О при¬
нятіи схизматиковъ», стр. 18). 100 лѣтъ уже осужденные и преданные
проклятію и анаѳемѣ, значитъ, были уже 2—3-го поколѣнія еретиками.
И, однако, отъ этихъ еретиковъ, осужденныхъ Церковью, сама же право¬
славная Церковь принимала хиротонію, считая ее дѣйствительной, а не
самозванной. Это мѣсто я читалъ еще во второй своей рѣчи, и мой собе¬
сѣдникъ, зная прекрасно, что этимъ доказывается правота старообряд¬
ческой іерархіи, счелъ болѣе удобнымъ пройти это доказательство мол¬
чаніемъ. Говорягь, всегда-де были епископы. Но о приходящихъ отъ ереси
епископахъ говорится, что они не занимаютъ каѳедръ православныхъ
епископовъ. Вѣрно; но когда приходятъ въ такое время, когда право¬
славныхъ епископовъ нѣтъ, то они исправляютъ всѣ епископскія
обязанности. Это говоритъ 8-е правило I вселенскаго собора, и гово¬
рятъ толкователи этого правила: Аристинъ и Зонара. Какъ же мой
собесѣдникъ воспринялъ это правило? Единственнымъ аргументомъ,—
молчаніемъ. Другого нѣтъ. Я думаю, это ясно говоритъ въ защиту
старообрядческой іерархіи. Чтобы какъ-нибудь обвинить нашу старо¬
обрядческую Церковь, мой собесѣдникъ напоминаетъ, что я сказалъ,
что Церковь иногда называется блудницей. И вотъ самъ прочелъ о томъ,
что Церковь Христова называется чистой и святой. Правда, она—
святая и чистая. Но вѣдь, по понятію еретиковъ, она—блудница. А на
самомъ дѣлѣ Церковь не прелюбодѣйствуетъ съ еретиками, когда при¬
нимаетъ хиротонію отъ нихъ, ибо принимаетъ хиротонію дѣйствитель¬
ную и законную, и даже отъ Бога. Какъ еретики святую вселенскую
Церковь называли блудницей за то, что она принимала хиротонію отъ
еретиковъ, на томъ же основапіи теперь осуждаетъ и насъ нашъ
собесѣдникъ. Но Церковь, по нѣкоторымъ обстоятельствамъ своей жизни, иногда
называется различными именами. Въ «Маргаритѣ» св. Іоаннъ Злато-
устый говоритъ, что Церковь: „„Обогда неб'Ьста есть„ окогдд дгЬба есть„ обогда блудница ЕСТЬ„
ОБОГДА ДЦШ ЕСТЬ„ ОБОГДА |>ЛБЛ есть„ обогда царица есть, обогда не¬
плоды ЕСТЬ„ ОБОГДА ЛЖОГО^ОДНЛ ЕСТЬ,, ОБОГДА ГО^А ЕСТЬ„ ОБОГДА
рли ЕСТЬ,, ОБОГДА К^ННЪ ЕСТЬ,, ОБОГДА ИСТОЧНИКЪ ЕСТЬ. СЕГО |>ЛДИ