Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною» (2 прап. ио ноли,
перев.). Теперь относительно 8-го правила I вселенскаго собора. По¬
звольте къ нему обратиться. Напомню прежде всего опять,— а наноминить
я вынужденъ,— что 12-е правило Ѳеофила александрійскаго я раз¬
смотрѣлъ, и мой собесѣдникъ моимъ разсмотрѣніемъ удовольствовался:
не возражалъ. Относительно 8-го правила я считаю нужнымъ говорить
опять. Я уже указалъ на пріемъ моего собесѣдника, что онъ выбросилъ
въ толкованіи 20 строкъ. Ему, конечно, нужно было выбросить ути
строки, какъ будто бы онѣ къ дѣлу не относятся. Вотъ что говорится
въ этихъ выпущенныхъ имъ строкахъ: «Если кто изъ нихъ (еретиковъ)
съ чистымъ раскаяніемъ оставитъ прежнее зло и обяжется сохранять
догматы каѳолической Церкви, тотъ долженъ быть принятъ. И если
это,— клирики, то они должны не п р е м ѣ п по со х ра н и т ь
свои степени, ибо погрѣшаютъ не въ отношеніи къ вѣрѣ, а осу¬
ждаются за братоненавидѣніе. Если они имѣютъ епископское до¬
стоинство, а въ той странѣ, въ которой они были отлучены, находятся
другіе (православные) епископы, они не должны дѣйствовать ничего
епископскаго, но па попеченіи епископа (православнаго) будетъ лежать,
имѣть ли имъ одно имя епископа, или называться другимъ именемъ:
а когда пѣтъ мѣстныхъ епископовъ, они должны
исправлять и епископскія дѣла» (Трехтолковая Кормчая,
стр. 34). Мой собесѣдникъ, возражая противъ приведенныхъ мною при¬
мѣровъ и соборныхъ опредѣленій, говоритъ: «но вѣдь тамъ были
сотни тысячъ епископовъ». Правда, это слишкомъ огромное количество
взято. Если не тысячи, то всетаки сотни были. «Л здѣсь, когда прини¬
мали Амвросія, не было ни одного», и, значитъ, хиротонія поэтому
непріемлема. Но, думается, такъ бы ему и слѣдовало сказать, что хиро¬
тонія принимается, но только тогда, когда есть православные епископы. И тогда я приводилъ бы такія доказательства, которыя вотъ сейчасъ при¬
вожу. Какъ разъ именно въ то время, когда нѣтъ у православныхъ
своихъ епископовъ, приходящіе отъ ереси, — по присоединеніи «должны
исправлять епископскія дѣла и обязанности». Итакъ, когда пришелъ
къ намъ Амвросій митрополитъ, а у насъ не было своего епископа,
то онъ обязанъ былъ исполнять епископскія дѣла; иначе онъ былъ бы
осужденъ соборомъ, иначе онъ считался бы противникомъ святыхъ
отецъ. А занявъ каѳедру, замѣнивши епископа, онъ исполнилъ только