Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 39 — тому назадъ, Церковь законоположила принимать въ пхъ священныхъ
степеняхъ, и степень должна быть та же: степень священника — свя¬
щенникомъ, степень епископа — епископомъ. Мой собесѣдникъ долженъ былъ имѣть ясныя доказательства о томъ,
что пе должно принимать хиротонисанныхъ въ ереси. Вѣдь скажутъ: «вотъ
Мельниковъ приводитъ же». Приходится и ему приводить. Онъ прочелъ
8-е правило, которое, какъ видно, говоритъ совершенно противоположное.
Затѣмъ читаетъ 12-е правило Ѳеофила Александрійскаго. Я сожалѣю,
господа, что нельзя всѣхъ васъ сюда (къ каѳедрѣ) позвать и посмотрѣть
вамъ, на что сослался мой собесѣдникъ. Правило говоритъ не о томъ,
что когда духовныя лица приходятъ въ православную Церковь, то
ихъ снова нужно рукополагать, а о томъ, что должно принимать
еретиковъ-м і р я н ъ и изъ нихъ ставить на священныя степени. Былъ
вопросъ о томъ, возможно ли,—можетъ-быть, еретики и хорошіе люди,—
поставлять ихъ въ священныя степени. Въ правилѣ Ѳеофила сдѣлана
ссылка на 8-е и 19-е прав. I вселенскаго собора. Но мой собесѣдникъ
указалъ ссылку только на 8-е правило. А такъ какъ оно говоритъ
о клирикахъ, то ему показалось, что и въ 12-мъ правилѣ Ѳеофила тоже
говорится о клирикахъ. Само правило этого не говоритъ, но это онъ
такъ рѣшилъ по своему умозаключенію... Такъ пусть же мой собесѣд¬
никъ знаетъ, что святые отцы и такой знаменитый учитель Церкви,
какъ Іеронимъ, признавали, что 8-е правило I вселенскаго собора
говоритъ не только о клирикахъ, но и о мірянахъ, присоединяющихся къ
Церкви, и что мірянъ возможно поставлять у себя въ священныя степени: «Соборъ пикейскій,— говоритъ о пемъ блаженный Іеронимъ,— о кото¬
ромъ мы упомянули нѣсколько выше, принялъ всѣхъ еретиковъ,
исключая учениковъ Павла Самосатскаго. А что еще важнѣе, соборъ
этотъ сохраняетъ степень пресвитерства за еписко¬
помъ поваціанскимъ, если онъ обратится. Это опредѣленіе
опровергаетъ и Люцифера и Иларія: потому что относится въ одно
и то же время и къ клирику окрещенному» Твор. блаж.
Іеронима, ч. 4-я, стр. 92). Чувствуя свою слабость, мой собесѣдникъ прибѣгаетъ къ другому,
новому доказательству. Онъ читаетъ святого Ѳеодора Студита, что должно
принимать кающихся клириковъ въ своихъ степеняхъ, но только
«равностепенными»: попъ,— долженъ приниматься лономъ, епископъ,—
епископомъ. Отсюда, я думаю, слѣдуетъ выводъ, что мой собесѣдникъ