Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 36 — Седьмой вселенскій соборъ на 45 страницѣ своихъ законополо¬
женій говоритъ: «Какъ шесть святыхъ и вселенскихъ соборовъ прини¬
мали обращающихся отъ ереси, такъ и мы принимаемъ ихъ», — итакъ,
что же слѣдуетъ дѣлать? принимать посвященныхъ еретиками? —
Святый соборъ сказалъ: «да, мы слышали и видимъ, что слѣдуетъ
принимать». Вотъ ученіе вселенской Церкви. Мой собесѣдникъ началъ читать 8-е правило вселенскаго
собора. Послѣ опредѣленія VII вселенскаго собора покажется стран¬
нымъ: какъ же VII вселенскій соборъ говоритъ: «какъ шесть вселен¬
скихъ соборовъ принимали хиротонисанныхъ еретиками, такъ и мы
принимаемъ», а тутъ нашли соборъ, который выступилъ противъ постано¬
вленія шести вселенскихъ соборовъ, какъ отвергающій хиротонисанныхъ
еретиками. 8-е правило I вселенскаго собора есть такое правило, которымъ
защищаютъ Бѣлокриницкую іерархію даже тѣ лица, которыя знаютъ
очень немногое. 8-мъ правиломъ мы всегда доказываемъ, что старо¬
обрядческая іерархія законна. Для чего же мой собесѣдникъ его при¬
велъ? Мнѣ думается, что онъ привелъ его или потому, что не знаетъ,
что говорятъ толкователи на это правило, или потому, что не знаетъ,
что я знакомъ съ этими толкователями. Въ 8-мъ правилѣ говорится, что
если придетъ клирикъ, то «по возложеніи на него рукъ» пребываетъ
онъ въ томъ же санѣ. Вотъ сказано: «по возложеніи рукъ», значитъ,
его снова хиротонисать нужно. Я знаю, что и на соборѣ поморцевъ
рѣшили, что избраніе ихъ наставниковъ совершается поднятіемъ рукъ.
Это было въ древности, этотъ обычай они приняли и теперь. Неужели
это означаетъ рукоположеніе: руку поднимать? «Нѣтъ,— онъ скажетъ:—
это не новое рукоположеніе, а это только изъявленіе со стороны народа
своего голоса». Значитъ, подъ рукоположеніемъ понимали и что-нибудь
другое, кромѣ возведенія въ новую степень. Всѣ же толкователи на
8-е правило, — всѣ до одного, ясно говорятъ, что это—не новое рукопо¬
ложеніе, а это означаетъ только чинъ присоединенія. Мой собесѣдникъ
читалъ толкованіе Валъсамона, и пропустилъ строкъ 20. А эти 20 строкъ
самое важнѣйшее въ нашемъ собесѣдованіи, онѣ рѣшаютъ нашъ
вопросъ. Вотъ что патріархъ антіохійскій Вальсамонъ въ толкованіи
на это правило говоритъ: «Правило говоритъ, что если кто изъ еретиковъ
съ чистымъ раскаяніемъ оставитъ прежнее зло, и обяжется сохранять
догматы каѳолической Церкви, тотъ долженъ быть принятъ. И если