Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 31 — Ѳ. Е. Мельниковъ. Почтенное собраніе! Я долженъ сначала оговориться о тѣхъ источ¬
никахъ, которыми пользовались я и мой собесѣдникъ для подтвержденія
своихъ положеній. Въ своей рѣчи я сослался на сочиненіе Соколова. Дѣйствительно,
изъ его книги я вычиталъ слова блаженнаго Августина. Слова эти дока¬
зываютъ, что не должно повторять хиротонію, совершенную въ ерети¬
ческомъ обществѣ. Чтобы опровергнуть это доказательство, мой собе¬
сѣдникъ къ чему же прибѣгаетъ? Говорить противъ блаженнаго Авгу¬
стина, какъ видно, онъ не былъ въ состояніи, и поэтому онъ подрываетъ
самый источникъ, изъ котораго я взялъ это свидѣтельство. «Развѣ
возможно читать профессора Соколова? Мы,— говоритъ,— Соколову не
вѣримъ». Думаю, чтобы говорить такъ, нужно быть увѣреннымъ, что
публика не понимаетъ, что говорятъ. Я читаю не Соколова,— онъ для
меня не имѣетъ также никакого значенія,— я читаю въ его книгѣ
слова блаженнаго Августина. Развѣ моему собесѣднику не извѣстно,
что среди старообрядцевъ нѣтъ своихъ переводчиковъ твореній святыхъ
отцовъ и что, по необходимости, намъ приходится обращаться къ изда¬
ніямъ не - старообрядческимъ. И если Соколовъ почему - либо кажется
моему собесѣднику плохимъ переводчикомъ, то тѣ же слова святого
Августина я могу прочесть въ другой книгѣ, можетъ - быть, болѣе
авторитетной,— въ книгѣ «Опытъ православнаго богословія», епископа
Селивестра. И тотъ, и другой, и Соколовъ и Селивестръ, писали въ
разное время, но перевели слова блаженнаго Августина, замѣчательно,
буквально. Подрывать авторитетъ ихъ только потому, что я беру ихъ
изъ книги Соколова, по меньшей мѣрѣ странно. Это доказываетъ, что мой
собесѣдникъ никоимъ образомъ не можетъ опровергнуть этого свидѣтель¬
ства. Поэтому онъ вынужденъ прибѣгнуть къ такому пріему. А это свидѣ¬
тельство вотъ что говоритъ: «Нельзя,—говоритъ Августинъ,—указать пи-
какой причины, почему тотъ, кто не можетъ утратить самаго крещенія, въ
состояніи потерять власть преподать его. То и другое есть таинство,
и то и другое сообщается человѣку нѣкоторымъ посвященіемъ: то,
когда онъ крещается, а это когда онъ рукополагается, а потому, пи то,
ни другое въ каѳолической Церкви повторять непо¬
зволительно. Ибо, если когда приходящіе оттуда (т.-е. отъ отпад-