Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
305 — а не апостольской или Христовой. Получивши начало отъ человѣка смерт¬
наго и еретика, какая же она есть церковь? Блаженный Іеронимъ о тако¬
выхъ въ Твореніи своемъ, часть 4, стр. 92, сказалъ: «Услышишь гдѣ-ни¬
будь о таковыхъ, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не отъ
Господа Ісуса Христа, а отъ кого-либо другаго (ниже), знай, что то не Цер¬
ковь Христова, а синагога антихриста». Вѣдь слѣдуетъ твердо держаться
той Церкви, которая основана апостолами, а не новой Бѣлокриницкой. Итакъ, теперь итоги подведены. Прочитаю вамъ еще свидѣтельство
изъ книги Баронія, посланіе священнаго мученика Кипріана, листъ 165
оборотъ, о причащеніи: «Не имате, рече, возлюбленные братія, ни единыя
тщеты во благоговѣніи и вѣрѣ, яко тамо въ сіе время священницы Божія
приношенія и жертвы совершати не можете: пожрите въ жертву духъ со¬
крушенъ, сердце сокрушенно и смиренно, Богъ не уничижитъ. Сію жертву
Богу непрестанно воздаете, въ день и въ нощь, и сами есте жертва жива и
свята, яко же глаголетъ апостолъ, въ тѣлесѣхъ вашихъ». Если вы не имѣете священниковъ и жертвы совершить не можете,
то не скорбите объ этомъ. Вотъ вамъ, наконецъ, святое ученіе Церкви: гдѣ нѣтъ священни¬
ковъ, гдѣ нѣтъ служенія, тамъ можете сами принести, по вѣрѣ, жертву
своего духа и сердца. Вотъ что говоритъ объ этомъ Захарія Копистен-
скій (книга его «О единой правдивости», листъ 152 оборотъ): «Бѣлъ убо
три отроки глаголали. И ни есть въ той часъ князя, ни пророка, ни вождя,
ни цѣлопаленія, ни аферы (жертвы), ни приношенія, ни кадила, ни мѣста
оферовати (жертвенника) предъ тобою, и найти милосердіе, але
душею сокрушенною и духомъ смиреннымъ допріяти будемъ. Яко видишь
себѣ на тотъ часъ и пророка и мѣсто имѣти, и ради бы Богу оферовати;
или гдѣся, не могло стати, душу сокрушенную и на милость Божію на-
дѣющися, и духъ упокоренный и жалобнымъ оферовали (причащались).
Вѣрующій же тѣмъ способомъ за преднѣйшую оферу отъ Бога имѣли
быти пріяты. Такожъ и правовѣрный, и въ часъ (нужды) помяненный, то¬
гда разумѣютъ о своемъ принятіи у Бога: и пророка, то-есть іерея мѣста,
то-есть Церковь. Оферы (жертвы), то-есть тайпъ пресвятыхъ (причащенія),
гдѣ нѣсть, яко и тѣ тріе отроки душу сокрушенную, духъ упокоренный
Богу оферовати. Не тревожься, лучше и безпечнѣ (тебѣ) такъ въ руцѣ Бо¬
жіи податися, яко Давыдъ царствующій пророкъ глаголетъ: тогда впаду
въ руки Господни, ибо вѣмъ многи суть милосердія его скоро, а въ руки
человѣческія тогда не впаду (ниже). Правою вѣрою умирати, такъ. Убо 20