Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
Теперь обратимъ вниманіе на сказанное моимъ собесѣдникомъ отно¬
сительно жены Лота. Онъ говоритъ: «смотрите на жену Лота». Прежде
чѣмъ развивать этотъ предметъ, спрошу моего собесѣдника: а гдѣ же это
въ Писаніи сказано, что подъ женою Лота разумѣется будто бы принятіе
отъ еретиковъ второго и третьяго чина священства? Гдѣ такой примѣръ?
Этого, во-первыхъ, нѣтъ, это собственное толкованіе г. Пичугина; но тако¬
вое для насъ цѣны никакой не имѣетъ. А, во-вторыхъ, подъ женою Лота,
разумѣется святая Церковь. Вотъ объ этомъ пишетъ блаженный Ириней
Иліонскій (стр. 403): «Жена его осталась въ землѣ Содомской уже нс
тлѣнною плотію, по солянымъ столпомъ, всегда пребывающимъ, который
посредствомъ естественныхъ (отправленій) показываетъ обычное у чело¬
вѣка, такъ какъ и Церковь, которая есть соль земли, осталась въ пре¬
дѣлахъ земли и подвержена человѣческому; и тогда какъ отъ нея отни¬
маютъ цѣлые члены, остается солянымъ столпомъ, т.-е. основаніемъ вѣры,
которое укрѣпляетъ и предпосылаетъ сыновъ къ ихъ Отцу». Вотъ, что
подъ женою Лота разумѣется: Церковь, которая есть соль земли. Жена
Лота обратилась назадъ и превратилась въ соляной столпъ. Какое же
здѣсь сравненіе? А развѣ Церковь не обращалась вспять, чтобы возвра¬
тить заблудшихъ? Развѣ на всемъ протяженіи исторіи Церкви Христо¬
вой мы не видимъ цѣлыхъ десятковъ, сотенъ тысячъ примѣровъ, что
Церковь святая, подобно женѣ Лота, обращалась назадъ и ждала обра¬
щенія и покаянія впавшихъ въ ересь и заблужденіе? Это—соль земли и
поддержаніе человѣчества. Какъ отъ нея отнимаются цѣлые члены и
остается она солянымъ столпомъ, такъ и отъ Церкви отнимаются члены-,
уклоняются въ заблужденіе и остается она солянымъ столпомъ, т.-е.
основаніемъ вѣры, которая укрѣпляетъ и предпосылаетъ сыновъ ихъ
отцамъ. Самое основаніе вѣры въ Церкви непоколебимо; а у васъ его и
нѣтъ. Въ числѣ основаній вѣры Христосъ установилъ до второго своего
пришествія жертву. Это есть основаніе вѣры; но у васъ ея нѣтъ, значитъ
и основанія вѣры нѣтъ. Затѣмъ вы изволили сказать, что въ Евангеліи отъ Іоанна Христосъ
сказалъ: «Азъ есмь хлѣбъ животный...» и что вѣровать ученію, зна¬
читъ тоже, что причащаться. Но въ ученіи Христа развѣ пе заключается
ученіе о жертвѣ? Развѣ пѣтъ въ этомъ ученіи непремѣннаго вопроса о
жертвѣ, безъ чего Церковь быть не можетъ? Въ этомъ ученіи есть жертва,
устроенная Самимъ Господомъ, и пребудетъ она до второго пришествія,
какъ говоритъ святой апостолъ Павелъ и Іоаннъ Златоустъ. Подъ хлѣ-