Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 234 — что я приводилъ продложныя письма. Но это легко сказать, но -сказать
это еще не значитъ доказать. А я вамъ докажу, что это подлинныя пись¬
ма. Въ книгѣ Смирнова: «Внутренніе вопросы въ расколѣ» приводится
цѣлый рядъ историческихъ документовъ, которые подтверждаютъ под¬
линность писемъ Аввакума (стр. по римскому счету ЫІ): «Возникаетъ
вопросъ о подлинности вышеупомянутаго варіанта, подлинный ли онъ?»
«Отвѣчаемъ,—говоритъ проф. Смирновъ,—что этотъ варіантъ подлинный,
потому что онъ приводится во всѣхъ древнѣйшихъ спискахъ». Въ на¬
стоящее время открыты такія сочиненія Аввакума, которыя подтвержда¬
ютъ, что взглядъ, выраженный имъ объ антихристѣ, какъ чувственномъ,
есть дѣйствительно собственный Аввакумовъ взглядъ. У проф. Смирнова
указаны такіе историческіе документы, которые не оставляютъ никакихъ
сомнѣній, что это письма Аввакума, и, слѣдовательно, я не на подлояс¬
ныя ссылался, а на дѣйствительныя. Мой собесѣдникъ уклонился отъ вопроса о времени царствованія
антихриста, о продолжительности срока и выпустилъ изъ виду цѣлый
рядъ свидѣтельствъ. Я хочу напомнить самыя существенныя изъ нихъ.
Кириллъ Іеросалимскій пишетъ: «Царствовать будетъ антихристъ тол ь¬
ко три года съ половиною. Мы говоримъ сіе, заимствуя не изъ
книгъ, коихъ богодухповенность неизвѣстна, но изъ Даніила. Онъ гово¬
ритъ: и дастся въ руку его даже до времепе и временъ, и полувремене
(Дан. VII, 25). Подъ временемъ разумѣется одинъ годъ, въ который онъ
явится и усилится; подъ временами слѣдующіе два года его законопре-
ступпаго владычества, которые вмѣстѣ съ первымъ составятъ три года,
а подъ полувременемъ разумѣется шестъ мѣсяцевъ» (св. Кирилла Іеро-
салимскаго, стр. 323 324, «Огласительныя Поученія», поуч. ХУ, § 16,
изд. 1824 г.). Итакъ, слѣдовательно, онъ будетъ царствовать только 42
мѣсяца. Ясно кажется, что вопросъ объ антиристѣ долженъ рѣшиться въ
томъ положительномъ смыслѣ, что его, какъ личности самообразной и
собственной, въ мірѣ еще нѣтъ, есть только предотечи его, въ число ко¬
торыхъ записалъ и меня мой собесѣдникъ. Онъ за меня даже огорчился,
да самъ попалъ въ это число. Если мы принимали іерархіи* отъ еретиковъ, то мы принимали ее
не отъ антихриста, а отъ того общества, отъ котораго вселенскіе соборы
признавали хиротонію дѣйствительной. Считаютъ законными же нашихъ
трехъ святителей: Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Зла-
тоустаго, которые такимъ способомъ и отъ такой іерархіи были рукопо-