Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 223 — Іоанна Дамаскина, стр. 266). Не самъ діаволъ придетъ, какъ мы его
понимаемъ въ смыслѣ духа, въ смыслѣ зла, не такимъ образомъ онъ
придетъ; но придетъ, вселившись въ человѣка, какъ Христосъ Богъ при¬
шелъ въ образѣ одного человѣка, и явится антихристъ въ одномъ лицѣ. Мы
теперь не видимъ его и утверждаемъ, что его еще нѣтъ. Потому-то мы и
взяли іерархію отъ тѣхъ лицъ, которыя считаются еретиками и которыхъ
святая Церковь велѣла принимать. Антихриста же намъ не указалъ и
самый знаменитѣйшій изъ всѣхъ безпоповскихъ начетчиковъ, мой со¬
бесѣдникъ. Не можетъ его указать потому, что этого «образа» нигдѣ еще
пѣтъ. Есть только предотечи его, есть отступники, но собственнымъ ли¬
цомъ онъ еще не пришелъ. Тѣ основанія, на которыя мы ссылаемся въ
теченіе этой бесѣды, рѣшительно говорятъ объ антихристѣ и пророкахъ,
что они будутъ чувственно. Нашъ собесѣдникъ объ этихъ основаніяхъ
ничего не говоритъ. Въ книгѣ «Протопопъ Аввакумъ» Бороздина гово¬
рится: «А Никонъ, — писалъ Аввакумъ, — вѣдь не послѣдній анти¬
христъ, такъ шишъ антихристовъ, бабо..бъ, плутишко, изникъ въ
земли нашей. А которые, въ зодійстѣмъ крузѣ увязше, по кни¬
гамъ смотрятъ, и дни, седьмицы раздѣляюще, толкуютъ, анти¬
христомъ послѣднимъ Никона называютъ, то все плутня, а не
Святымъ Духомъ разсужденіе» (Приложеніе, стр. 23). Было бы очень
много чести Никону, если его признавать послѣднимъ антихристомъ, онъ
просто «шишъ антихристовъ». Нашъ общій предокъ, протопопъ Авва¬
кумъ, убѣждаетъ своимъ огненнымъ языкомъ: «не вѣрьте этимъ плут¬
нямъ, послѣдній оный антихристъ при Никонѣ еще не пришелъ». На стр.
35 той же книги говорится: «И самого еще антихриста нѣтъ, не видимъ
и не слышимъ, не ужасайтесь, предотечи же его быша мнози, и нынѣ есть,
и по сихъ еще и иніи будутъ до сына погибельнаго». Вмѣстѣ съ нами и
съ протопопомъ Аввакумомъ всѣ наши предки (дьяконъ Ѳеодоръ, свя¬
щенникъ Лазарь и друг.) говорили (см. кн. профессора Смирнова
«Внутренніе вопросы въ расколѣ», стр. 8—9), что антихристъ еще не
явился теперь и явится опредѣленной личностью, а также пророки Илія
и Енохъ придутъ собственнымъ лицомъ обличать антихриста. Такимъ
образомъ, должно быть понятно для васъ, почтенные слушатели, что
этого антихриста послѣдняго, по толкованію святыхъ отцовъ и нашихъ
предковъ, еще нѣтъ; да и сама жизнь своею наличностью доказываетъ,
что этотъ тиранъ, который превратитъ весь міръ, еще не пришелъ. Сколько же онъ лѣтъ будетъ царствовать? Моему собесѣднику нуж¬