Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 21 — думаю, должно быть понятно всѣмъ, что старообрядчество, именуемое
Бѣлокриницкимъ, оправдывается и исторически и канонически. Оно
произошло отъ древле-православной Церкви. Во время иконоборческой ереси, когда епископы православные
уклонились въ расколъ и ересь, поднялся вопросъ: возможно ли намъ
принимать отъ нихъ священство,— возможно ли то рукоположеніе,
которое совершено было въ еретической церкви, по присоединеніи его
къ нашей Церкви, «возстановить»? Святой Ѳеодоръ Студитъ писалъ:
«Развѣ нѣтъ никого, кто былъ бы не рукоположенъ ими или рукополО-х
женными отъ нихъ, тогда какъ рукоположеніе преемственно передава¬
лось до Тарасія? Сколь многіе отъ востока и запада и моря, приходили
въ промежуткѣ того времени и вступали въ общеніе съ нашею
Церковью въ священномъ званіи? И сколь многіе тогда были
рукополагаемы и рукополагали безъ денегъ, хотя и были ере¬
тиками? Все это знать можно одному Богу, а не человѣку утверждать,
и по этой причинѣ считать всѣхъ низложенными. Мы — люди, и по¬
тому, какъ люди, будемъ смотрѣть на дѣла, увѣщаваю васъ; ибо чело¬
вѣкъ зритъ на лице, Богъ же зритъ на сердце» (Твор. св. Ѳеодора Сту¬
дита, ч. І-я, стр. 312). Безпоповцы говорятъ, что если уклонились всѣ, то всѣ они
низложены. Святой Ѳеодоръ Студитъ говоритъ, что это неправда, потому
что хотя всѣ перепутались (православные съ еретиками), но по этой при¬
чинѣ нельзя всѣхъ считать низложенными, а нужно принять слѣдующія
условія присоединенія: «Будемъ изслѣдовать и дознавать о томъ, съ
кѣмъ мы должны вступить въ общеніе, исповѣдуетъ ли онъ правую
вѣру, не рукоположенъ ли онъ за деньги, и что - нибудь другое ви¬
новное, подозрѣваемое въ его жизни или передаваемое молвою, не спра¬
ведливо ли. Если же онъ, хотя получилъ рукоположеніе отъ
такого-то еретика, или рукоположеннаго за деньги, но самъ
не еретикъ и безъ своего вѣдѣнія рукоположенъ рукополо¬
женнымъ за деньги, т.-е. симоніаниномъ, исповѣдуетъ всю истину,
соблюдаетъ вѣру и правила неизмѣнными и уклонившихся отъ того и
другого отвергаетъ, то намъ нѣтъ никакого основанія уда¬
ляться отъ него. Ибо такой не подлежитъ осужденію, по мнѣнію
святыхъ, а черезъ нихъ и по мнѣнію всѣхъ. Въ такомъ случаѣ, м ы
имѣе мъ общені е, и в а мъ с о вѣт у е мъ дѣ лать т о же». Е с л и
же мы этого не сдѣлаемъ, то значитъ мы отвергаемъ