Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 202 — ч. 16, стр. 91). Какъ же онъ прійдетъ? Объ этомъ говорится на 170 стр.:
«придетъ тѣлесно, какъ пришелъ Іоаннъ Креститель». «Тѣлесно» придетъ,
говоритъ тотъ же Іеронимъ, на котораго ссылается мой собесѣдникъ.
Такъ возможно ли считать, что св. Іеронимъ іудействующими называлъ
тѣхъ, которые чувственно признаютъ пришествіе Иліи и Еноха, когда онъ
самъ также понимаетъ, что они будутъ чувственно, «тѣлесно» при вто¬
ромъ пришествіи Христа. Въ тропарѣ службы Иліи, которая совершается нашими братьями-
безпоповцами, говорится слѣдующее: «Онъ есть второй предотеча второго
пришествія Христова». На меня обидились, что я сказалъ, что такая слу¬
жба есть крайнее лицемѣріе, обманъ и кощунство. Но я не нахожу другихъ
словъ, которыми можно было бы опредѣлить всю эту фальшь. Съ одной
стороны утверждаютъ, что Илія и Енохъ не придутъ чувственно, что во
второмъ пришествіи Христа не будетъ Илія, а тутъ, предъ Богомъ, гово¬
рятъ и увѣряютъ, что Илія — «второй предотеча второго пришествія Хри¬
стова». Это, братія, — можетъ быть, я и жестоко говорю,—по моему глубо¬
кому убѣжденію, есть кощунство. Мой собесѣдникъ хотѣлъ какъ-либо доказать правоту своего мнѣ¬
нія относительно пророковъ, а потому и прибѣгъ къ такому вычисленію:
въ нѣкоторыхъ мѣстахъ говорится, что по убіеніи пророковъ еще 45 дней
они будутъ Христа ждать. Не явится сразу второе пришествіе. Что это
значитъ? Блаженный Ѳеодоритъ объясняетъ, что когда будутъ убиты про¬
роки, то остальные 45 дней Господь оставитъ для терпѣнія лицъ, вѣрую¬
щихъ въ Него (Твор. Ѳеодорита, час. ГѴ, стр. 206—207). Блаженный Іеро¬
нимъ говоритъ въ 12 книгѣ на 139 страницѣ: «что будетъ въ эти дни,
неизвѣстно, но вѣруемъ, что въ эти 45 дней будетъ то, что вѣдомо Го¬
споду Богу». Мы только можемъ утверждать, что отсрочка царства свя¬
тыхъ есть испытаніе терпѣнія праведниковъ. Значитъ, если говорится
о пророкахъ, что послѣ ихъ смерти будетъ 45-ти дневное продолженіе,
то это не значитъ, что ихъ не будетъ. Онъ хотѣлъ на этомъ вычисленіи
непонятнымъ образомъ создать свои убѣжденія. Но это означаетъ только,
что Господь настолько будетъ терпѣливъ къ роду человѣческому, что и
здѣсь продолжитъ на 45 дней испытаніе наше. 4 Вотъ все относительно пророковъ Иліи и Еноха. Вы можете теперь
видѣть, что все, что возможно было сказать наилучшему старообрядче¬
скому начетчику безпоповскаго согласія о пророкахъ Иліи и Енохѣ, —
все сказано. Больше доказательствъ нѣтъ. Если онъ прибѣгнулъ къ