Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 201 — нѣмецкіе писатели — протестанты. Они всегда вѣровали и говорили
такъ же, какъ, къ сожалѣнію, и наши безпоповцы. Они признаютъ, что
пророки духовно придутъ, что антихристъ царствуетъ также духовно.
Вотъ почему пришлось прибѣгнуть моему почтенному собесѣднику къ
этому нѣмецкому фундаменту, потому что другого, святоотеческаго, у
него нѣтъ. Здѣсь, на лис. 120, говорится: «книга новѣйшихъ толковате¬
лей», хотя озаглавлена «книга блаженнаго Ѳеодорита». Но что же говоритъ
самъ блаженный Ѳеодоритъ, на котораго ссылался мой собесѣдникъ? Го¬
воритъ ли онъ такъ же, какъ и эти «новѣйшіе» писатели, что придутъ про¬
роки не чувственно, а духовно? Онъ этого не говоритъ. Не говоритъ так¬
же, что будутъ много времени. Вотъ, на стр. 127 у блаженнаго Ѳеодорита,
въ 4 части его твореній говорится, что означаетъ «время, времена и пол¬
времени», когда будутъ пророки. Мы здѣсь видѣли ссылку, хотя при¬
крытую блаженнымъ Ѳеодоритомъ, на нѣмецкихъ писателей, что нужно
разумѣть подъ указаннымъ временемъ какой-то неопредѣленный срокъ,
множество лѣтъ. А что говоритъ самъ блаженный Ѳеодоритъ? «Време¬
немъ, временами и полвременемъ пророки называютъ три года съ поло¬
виной» (127 стр.). На 205 страницѣ тотъ же отецъ говоритъ: это опредѣ¬
леніе: «время, времена и полвремени означаетъ три съ половиной года»
(Твор. его, час. IV, стр. 205 и 127). Вотъ какъ говоритъ блаженный Ѳеодо¬
ритъ, а не нѣмецкіе толкователи. И моему собесѣднику, стоящему на
почвѣ ложной, приходится прибѣгать не подъ кровъ блаженнаго Ѳеодо¬
рита, а подъ кровъ нѣмецкихъ учителей, которыхъ вчера мой собесѣд¬
никъ очень часто называлъ «сатанинскими слугами». Мой собесѣдникъ подтверждаетъ словами блаженнаго Іеронима, что
придетъ весь ликъ пророковъ, а не самъ Илія. Я вынужденъ сказать, что
онъ говоритъ здѣсь неправду. Здѣсь сказано: «Богъ пошлетъ въ лицѣ
Иліи, и въ немъ будетъ весь сонмъ пророковъ». Въ лицѣ Иліи будетъ
сонмъ пророковъ, а не въ лицѣ пророковъ будетъ Илія. Я думаю, что
разница между тѣмъ и другимъ опредѣленіемъ огромная, и она понятна
всякому грамотному человѣку. Да и дальше говоритъ блаженный Іеро¬
нимъ, что Христосъ подъ Іоанномъ разумѣлъ Илію не въ собственномъ
смыслѣ, а только назвалъ его Иліей (Твор. блаж. Іеронима, час. 15, стр.
252-я). Затѣмъ на 91 стр. (час. 10) блаж. Іеронимъ говоритъ. «Христосъ
назвалъ Илію предотечей, а пророкъ Малахія назвалъ Іоанна Крести¬
теля Иліей, такъ какъ онъ пришелъ при первомъ пришествіи Христа.
Илія же придетъ при второмъ пришествіи Спасителя» (Твор. бл. Іеронима,