Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 194 — возвѣщая о рожденіи Іоанна Предотечи, повторяетъ объ немъ почти бук¬
вально слова пророка Малахіи. «Я предъидетъ сынъ Захаріинъ предъ мес¬
сіею въ духѣ и силѣ Иліи, чтобы возвратить сердца отцовъ дѣтямъ, и пр.».
Послѣ столь ясныхъ словъ Евангелія нѣтъ основанія относить къ Иліѣ и
Еноху таинственныя слова Апокалипсиса о двухъ свидѣтеляхъ, которыхъ
предъ концемъ міра убьетъ звѣрь, выходящій изъ бездны. И полагать это
объ Енохѣ и Иліи, значитъ благопріятствовать въ нѣкоторомъ отношеніи
слѣпотствующимъ іудеямъ, которые въ своихъ тщетныхъ ожиданіяхъ уже
пришедшаго Мессіи опираются также на томъ обстоятельствѣ, что не по¬
является еще предшественникъ Мессіи Илія». Добавлю словами автора: «Уже одно это соображеніе можетъ обли¬
чать всю несостоятельность» мнѣнія моего собесѣдника. Вотъ какъ видите, Ѳедоръ Ефимовичъ, слѣпымъ жидамъ вы по¬
слѣдуете, и идете ихъ буквальной дорогой. Избавьтесь отъ этого ярма жи¬
довскаго и не вводите въ заблужденіе такую достопочтенную публику.
Вы подлинно уподобляетесь въ своихъ тщетныхъ ожиданіяхъ пророка
Иліи жидамъ, которые ждутъ уже пришедшаго Мессію. Вотъ ошибка жи¬
довъ въ чемъ: нѣтъ, говорятъ они, Иліи, нѣтъ и Христа. И вы говорите:
антихриста нѣтъ потому, что нѣтъ Иліи. Такъ вы въ этомъ жидамъ
братья. Сдѣлаю по сему заключеніе не своими, искусственными словами, а
словами святыхъ. Творенія блаженнаго Іеронима, часть вторая, страница
316, гдѣ говоритъ святой мужъ: «они подлинно своимъ пониманіемъ по¬
казываютъ, что ничего не понимаютъ». Это я могу отнести къ моему собе¬
сѣднику. Подлинно, мой почтеннѣйшій собесѣдникъ, своимъ понима¬
ніемъ вы показываете, что вы ничего не понимаете и желая обличить чу¬
жое недоумѣнье, обнаруживаете свое. Согласуйтесь съ разумомъ и съ ду¬
хомъ Писанія. Вы хотите Писаніе представить, какъ матерію, мертвую
въ буквѣ, а не живую въ духѣ. Вѣдь Писаніе, это духъ глубины, это жи¬
вительная сила, не по писмени познаваемая, а постигаемая разумомъ, со-
кровенымъ внутри писмени. Итакъ, я съ помощью Божіею доказалъ, что Илія означаетъ собою
ревность Божію, Енохъ — вѣру, Іоаннъ — догматическое богословіе и,
наконецъ, что Илія уже пришелъ. Непониманіе этого духовнаго Писанія
моего собесѣдника очевидно. Я сдѣлалъ заключеніе о пророкахъ не сво¬
ими словами, а словами церковныхъ мужей. Въ этомъ случаѣ не я не по¬
нимаю, а не понимаетъ мой собесѣдникъ того, что говоритъ. %