Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 185 — стовичу извѣстно, что это не святой, это—архидіаконъ англиканской цер¬
кви. Для меня этотъ Фарраръ имѣлъ бы значеніе, потому что я признаю,
что есть нѣчто доброе и у еретиковъ, а для моего собесѣдника это не что
иное, какъ «духъ сатанинскій». Но чтобы доказать то, что ему нужно
было, онъ воспользовался и этимъ «духомъ сатанинскимъ». Возьмите
Іеронима, на котораго ссылается Фарраръ, посмотрите, что онъ говорить!
Да и зачѣмъ приводить Фаррара-еретика, когда цѣлый сонмъ святыхъ
говоритъ, что Илія и Енохъ будутъ. Къ чему прибѣгать къ другимъ до¬
казательствамъ, когда Священное Писаніе говоритъ, что они «не про¬
ложатся». «Не преложатся», это значитъ восхищены на небеса и пребу¬
дутъ тамъ до того момента, когда придетъ Христосъ. Вотъ что значитъ
«не преложатся». Это не значитъ, что они безсмертны. Да, они безсмертны,
но до тѣхъ поръ, пока не придетъ Христосъ. Вотъ что говоритъ св. Гри¬
горій Двоесловъ: «Илія вознесся на небо воздушное, что внезапно былъ
отведенъ въ нѣкоторую потаенную облаетъ вселенной, въ которой жилъ
бы уже въ великомъ спокойствіи плоти и Духа до толѣ, доколѣ при кон¬
чинѣ міра не возвратится назадъ, и не заплатитъ долгъ (своей) смерти.
Ибо онъ разорвалъ смерть, по не убѣжалъ и отъ нея» (Бесѣды на Еван¬
гелія, Григорія Двоеслова, стр. ПО). Не убѣжалъ отъ смерти, но разорвалъ
ее. Мой же собесѣдникъ употребилъ и здѣсь свой обычный аргументъ—
молчаніе. Своихъ же доказательствъ у него нѣтъ и потому вся его аргу¬
ментація сводится къ чему же? Прежде всего къ тому, что нужно не въ
буквальномъ смыслѣ понимать все Священное Писаніе, а въ духовномъ,
съ этимъ я согласенъ. Во-вторыхъ, его аргументація сводится къ тому,
что пророки Илія и Енохъ безсмертны, и съ этимъ я согласенъ. Въ-треть¬
ихъ, онъ старался просвѣщать меня разными наставленіями. Собствен¬
но говоря, по-совѣсти, даже и разбирать-то нечего. Послѣднее слово его
было объ Іоаннѣ Богословѣ. Въ первой еще своей рѣчи я указалъ ш
условіе, что мы будетъ говорить только о двухъ пророкахъ — Иліи и
Енохѣ. Если же вы будуте говорить объ Іоаннѣ Богословѣ, то. я буду
говорить объ ап. Петрѣ, о Ѳеодорѣ Студитѣ и т. д. Что Илія и Енохъ придутъ — это несомнѣнно. Св. Ефремъ Сиринъ
ясно показываетъ, что прежде чѣмъ придетъ антихристъ, придутъ Илія
и Енохъ и будутъ убиты антихристомъ. Что же дѣлаетъ мой собесѣд¬
никъ? Онъ читаетъ въ другомъ мѣстѣ Ефрема Сирина, гдѣ говорится, что:
«.Обратитъ сердца отцовъ на дѣтей (Лк. 1, 17). Такъ какъ дѣти отъ іудей¬
ства перешли къ древнему язычеству и отпали отъ завѣта Бога своего,