Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 184 — указывалъ. О чемъ говоритъ Ѳеодоръ Студитъ? Говоритъ ли о томъ, что
мученики будутъ при антихристѣ называться пророками, что они будутъ
Иліей и Енохомъ? Мой собесѣдникъ не прочелъ даже это мѣсто, которое
говоритъ въ пользу той нежидовской мысли, что долженъ прійти Илія:
«немного такихъ,—говоритъ Ѳеодоръ Студитъ,—которые устоятъ; посему
будутъ Илія и Енохъ, не знаемъ, будетъ ли также Богословъ и
Евангелистъ, помощниками человѣческой немощи, предстоятелями и по¬
бѣдоносцами въ исповѣданіи Христовомъ» (Твор. св. Ѳеодора Студита,
часть І-я, стр. 236). «Будутъ», а онъ читаетъ: «нѣтъ, не будутъ». Св.
мужъ говоритъ: «и непремѣнно будутъ, они вѣдь должны помогать хри¬
стіанамъ, будутъ помощниками», а Левъ Ѳеоктистовичъ говоритъ: «нѣть,
не будутъ, они не придутъ», н читаетъ того же святаго отца, который
такъ изобличаетъ его. Онъ говоритъ, что если такъ вѣрить, какъ я вѣрю, что Илія при¬
детъ чувственно, собственнымъ лицомъ, то это будетъ по-жидовски. Мой
собесѣдникъ совершенно забылъ, а если не забылъ, то постарался пройти
молчаніемъ указанія мои на то, что сами безпоповцы вѣруютъ и при¬
знаютъ, что Илія будетъ и придетъ. Въ стихирѣ, которую они поютъ, го¬
ворится: --ТЛІ „„Или Ѳезбнтанине. Нетленна та еотбо^ь„ еже небид'Ьтн сме^тн„ ДОНДЕЖЕ оуко П^ОПОЕ'Ьн БГАЧЕШШХ КОНЧИнѴ. Т’КЖЖЕ ПРІИДИ,, ПОДЛА НАЛЪ тбои^ъ нсп^деленТн наказаніе*'1' (Минея служеб., 20 іюля, л. 243 об.). Ты будешь до тѣхъ поръ жить, пока не придешь къ концу міра,
до кончины міра ты будешь жить, поэтому мы тебя и призываемъ: «При¬
ди»! А мой собесѣдникъ въ объясненіи этого мѣста, которое такъ ясно
говоритъ о пришествіи Иліи, самую-то сущность его пропустилъ, объ¬
яснивъ только конецъ. «Мы,—говоритъ,—если поемъ: «пріиди», то, как'7
Духа Святаго призываемъ». Пусть будетъ такъ. Но когда мы Духа Свя¬
таго призываемъ, то вѣруемъ, что придетъ Онъ Самъ непосредственно и
приходитъ. А вы вѣруете ли, что когда просите Илію прійти, то онъ самъ
придетъ? Нѣтъ, вы этому не вѣруете, а потому я совершенно справедливо
сказалъ, что вы, молясь Богу, совершаете кощунство только, потому что
Илію, который еще не умеръ, вы зовете и въ то же время не признаете,
что онъ придетъ. Среди разныхъ доказательствъ онъ выставилъ книгу Фаррара. Я
не скажу, что это святой мужъ, потому что думаю, что и Льву Ѳеокти-