Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 183 — и думали, что передъ этимъ пришествіемъ Христовымъ долженъ быть
Илія въ полномъ и буквальномъ смыслѣ. Зачѣмъ же мой собесѣдникъ
навязываетъ мнѣ чисто-жидовскую мысль, что пришествіе Иліи будетъ
передъ первымъ, а не передъ вторымъ пришествіемъ Христовымъ? Мой
собесѣдникъ, упрекая меня въ жидовствѣ, самъ стоитъ на той же почвѣ,
потому что онъ говоритъ, что Илія не будетъ передъ вторымъ прише¬
ствіемъ, а былъ передъ первымъ. Тоже говорили и іудеи и іудействую-
щіе еретики, они говорили, что передъ первымъ пришествіемъ Христа
придетъ Илія и возстановитъ все. Христосъ отвѣчалъ вопрошающимъ:
«Дѣйствительно Илія придетъ, и если вы хотите, онъ уже пришелъ въ
лицѣ Іоанна, но только приточно». Вотъ въ чемъ іудейская ересь. Припи¬
сать мнѣ эту ересь, это значитъ не знать этого толкованія святаго мужа
пли превратно понимать его. Читаетъ Л. Ѳ. блаженнаго Іеронима, что значитъ имя «Илія».
«Господь пошлетъ въ лицѣ Иліи,—что значитъ: Богъ мой,—и про¬
исходящемъ изъ города Ѳесвы,—что значитъ: обращеніе и покаяніе—
весь ликъ пророковъ». (Твор. блаѵк. Іеронима, ч. 15, стр. 252). Мой собесѣдникъ изъ этихъ словъ хочетъ вывести заключеніе, что
будетъ передъ пришествіемъ Христовымъ весь ликъ, весь пророческій
сонма.; Иліи не будетъ, а весь ликъ пророческій будетъ Иліей. Я про¬
челъ вамъ то мѣсто, на которомъ и Левъ Ѳеоктистовичъ основывался. «Господь пошлетъ въ лицѣ Иліи весь ликъ пророковъ», т.-е. Илія - то
будетъ и собою будетъ изображать весь ликъ пророческій. Если меня
общество уполномочило на какое-либо представительство, то въ лицѣ
своемъ я изображаю все общество; такъ и тутъ: Илія будетъ, и въ лицѣ
его все пророчество. Общество, которое меня уполномочивало будетъ, а
меня-то самого,—довѣреннаго, уполномоченнаго не будетъ; такъ можно
только говорить не серьезно, и не въ святомъ Божьемъ дѣлѣ. Вотъ
почему я называю такое толкованіе лукавымъ, потому что мой собесѣд¬
никъ идетъ нехорошимъ путемъ, путемъ лукаваго толкованія. Мой со¬
бесѣдникъ упрекнулъ меня въ томъ, будто бы я со злости, желая его
оскорбить, назвалъ его лукавымъ. Если я сдѣлалъ такъ, я просилъ бы
отъ всей души это слово мое зачеркнуть и не считать, что я его ска¬
залъ. Но мой собесѣдникъ не пошелъ этимъ путемъ мира, а сказалъ,
что я гордый человѣкъ подобенъ змію. Насколько это сильнѣе всякаго
лукавства — я не хочу сказать и говорю это только въ видѣ вставки. Указалъ онъ на св. Ѳеодора Студита. Да я уже раньше на него