Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
175 — Затѣмъ. Мой собесѣдникъ сказалъ, что я лукаво прочиталъ изъ пи¬
санія Ѳеодора Студита на стр. 235. «Не открывается ли изъ этого, что
антихристъ уже при дверяхъ (ниже). Какъ мы показываемъ, чѣмъ мы бу¬
демъ! Посему немного такихъ, которые устоятъ. Посему будетъ Илія и
Енохъ». Этими словами преподобный отецъ прямо называетъ ревнителей
истины, но я не ожидалъ отъ почтеннаго собесѣдника такого грязнаго сло¬
ва, что я прочиталъ «лукаво». Въ чемъ же заключается мое лукавство?
Вѣдь я не свои слова сказалъ, а прочиталъ слова преподобнаго мужа Ѳео-
одора Студита. Вотъ я такъ и повторю, какъ и читалъ, стр. 235—236. «Не
знаемъ, будетъ ли также Богословъ и Евангелистъ,—помощниками чело¬
вѣческой немощи, предстоятелями и побѣдоносцами въ исповѣданіи Хри¬
стовомъ». Скажите, что я здѣсь слукавилъ? Оказывается, послѣ этого, что
мой собесѣдникъ Ѳедоръ Ефимовичъ съ явной цѣлью старается подо¬
рвать не только мой авторитетъ, а даже подорвать авторитетъ Ѳеодора
Студита, какъ мужа Церкви. Затѣмъ говоритъ: «Читалъ бы пусть гдѣ-
нибудь въ деревушкѣ, а не здѣсь, предъ такой публикой». Отказываюсь
понимать человѣка. Я совершенно представлялъ Ѳедора Ефимовича въ
другомъ видѣ, въ другомъ духѣ, какъ человѣка деликатнаго, какъ чело¬
вѣка осмысленнаго, а всякій деликатный человѣкъ не позволилъ бы себѣ вы¬
ражаться такимъ образомъ. А развѣ деревушка лишена уваженія? Развѣ
Христосъ не въ деревушкѣ родился? Развѣ забыли, что Христосъ началъ
проповѣдовать въ деревнѣ? Развѣ забыли, что Христосъ призвалъ къ
себѣ рыбаковъизъдеревушки, ане фарисеевъ. Такъ, любез¬
ный собесѣдникъ, позволю себѣ спросить васъ: чей духъ въ васъ
говоритъ — духъ гордости, или духъ смиренія? Не гнушайтесь де¬
ревушкой! Можетъ быть въ деревушкѣ больше богатства духовнаго,
чѣмъ у васъ. Полагаю, въ слѣдующихъ вашихъ рѣчахъ вы воздержитесь
отъ такихъ неблаговидныхъ словъ. А что вы мнѣ приписываете, будто я
насильственно толкую писаніе святыхъ отцовъ, то на это отвѣчу, что я
имѣю полное основаніе говорить объ Иліи и Енохѣ какъ въ писаніи по¬
ложено, въ духовномъ смыслѣ, а не въ жидовскомъ, какъ вы толкуете.
Извольте прослушать. Книга Фаррара, Первые дни христіанства, гдѣ го¬
ворится отъ лица блаженнаго Іеронима, стр. 231. «.Что удовлетворяться
буквальнымъ смысломъ Св. Писанія — значитъ ѣсть прахъ подобно
змію». Блаженный Іеронимъ говоритъ, кто понимаетъ Св. Писаніе въ
буквальномъ смыслѣ, тотъ подобенъ змію... Такъ, Ѳедоръ Ефимовичъ, я