Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
104 — Ѳ. Е. Мельниковъ. Почтенное собраніе! Вопросъ о пророкахъ Иліи н Енохѣ имѣетъ
значеніе въ связи съ вопросомъ о пришествіи антихриста. Собственно, во¬
просомъ о пророкахъ Иліи и Енохѣ рѣшается вопросъ о самомъ анти¬
христѣ. Но чтобы намъ не ввести публику въ какое-либо недоумѣніе,
чтобы и намъ удобнѣе было разобраться въ своихъ доказательствахъ о
пророкахъ, мы условились (я и Левъ Ѳеоктистовичъ) вести двѣ первыя
рѣчи только о пророкахъ, и вопросъ о нихъ не смѣшивать съ вопросомъ
объ антихристѣ и, такимъ образомъ, ясно представить для вашего по¬
ниманія: кто такіе пророки Илія и Енохъ и будутъ ли они? Вы выслушали рѣчь моего собесѣдника, и я думаю, что теперь вы
уже понимаете, въ чемъ заключаются воззрѣнія моего собесѣдника. Онъ
доказывалъ, что Илія уже пришелъ въ лицѣ Іоанна Крестителя и что
Илія еще будетъ, но только въ сонмѣ мучениковъ при антихристѣ. Вотъ
его основное положеніе относительно пришествія пророковъ Иліи и Еноха.
На чемъ же онъ основываетъ свои положенія? Сначала взялъ про¬
рока Малахію и читаетъ: «Се азъ послю вамъ Илію Фезвитянина» (Малах.
гл. 4, ст. 5). Это пророчество мой собесѣдникъ относитъ только ко Іоанну Кре¬
стителю; а къ пророку Иліи, который вознесся на колесницѣ огненной
на небеса, это пророчество не относитъ. Но посмотримъ на это мѣсто тол¬
кованіе Самого Христа и толкованія свв. отцовъ: согласны ли они съ
тѣмъ, что это пророчество относится только къ Іоанну Крестителю и не
относится ли оно къ настоящему Иліи пророку, вознесшемуся въ свое
время на огненной колесницѣ на небеса? Въ «Благовѣстномъ Евангеліи» въ зачалѣ 40-мъ (отъ Матѳея), ко¬
торое читалъ и мой собесѣдникъ, говорится: «Вси бо пророцы, — гово¬
ритъ Христосъ, — и законъ до Іоанна прорекоша. И аще хощете пріяти,
той есть Иліа хотяй пріити. И здѣсь, — объясняетъ блаж. Ѳеофилактъ, ар¬
хіепископъ болгарскій, — такая же послѣдовательность въ рѣчи.
«Я, говоритъ, Тотъ Самый, который долженъ придти, потому что всѣ про¬
роки исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришелъ:
поэтому вамъ нечего болѣе ждать другого пророка». Слова же: И аще
хощете пріяти, той есть Иліа, — означаетъ сіе: «если хотите судить здра¬
во, безъ зависти,—то это тотъ, котораго пророкъ Малахія назвалъ гряду¬
щимъ Иліею». И предотеча и Илія имѣютъ одинаковое служеніе: Іоаннъ