Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 160 — Святый отецъ говорить, «я не думаю, что это нынѣ уже наступило,
но начавшись отнынѣ, достигнетъ своего конца...», а потому преподобный
отецъ признавалъ шествіе антихриста намѣченнымъ путемъ. «Двери отво¬
рились уже и антихристъ на порогѣ», и говоритъ наконецъ о будущемъ.
«Чѣмъ мы будемъ! Посему немного такихъ», т.-е. кто бы не измѣнилъ
долгу вѣры и не присоединился къ ереси, а если которые устоятъ въ пра¬
вой вѣрѣ, «посему будутъ Илія и Енохъ», говоритъ святой отецъ. Сейчасъ мы видимъ, что немногіе стоятъ за истину, и тогда, въ по¬
слѣднее время, не многіе устоятъ, но многіе падутъ. — А почему? Свя¬
той мужъ поясняетъ. «Если будутъ такіе отступники, какъ и теперь, то
одинаково падутъ, какъ падаютъ при насъ». Слѣдовательно, ясно и опре¬
дѣленно говорится о тѣхъ святыхъ людяхъ, подвижникахъ и исповѣдни¬
кахъ, подобныхъ Еноху, которые отдаютъ себя на жертву въ защиту
правды и евангельской истины, которая положена на землѣ Христомъ
Богомъ. Рѣчь идетъ о подвижникахъ за вѣру. Далѣе свидѣтельствую
изъ твореній блаженнаго Іеронима, часть 2, стр. 142. «А объ Енохѣ и Иліи,
о которыхъ Апокалипсисъ говоритъ, что они придутъ и умрутъ (Апок. 11)
теперь не время разсуждать, потому что вся эта книга или, какъ мы ду¬
маемъ, должна быть изъясняема въ духовномъ смыслѣ, или если будемъ
слѣдовать толкованію плотскому, должны будемъ принять іудейскія
бредни, что опять будетъ построенъ Іеросалимъ, въ храмѣ будутъ прино¬
ситься жертвы, и съ уничтоженіемъ духовнаго богослуженія, возоблада¬
ютъ плотскіе обряды». Изъ прочитаннаго видно, что пророки Илія и Енохъ и Апокалипси¬
сомъ разумѣются въ духовномъ смыслѣ, а не въ историческо-повѣствова-
тельномъ. Если будемъ судить по буквѣ, тогда лишимся общенія Духа,
въ которомъ хранится глубокая тайна, покрытая мракомъ. Все въ проро¬
ческихъ писаніяхъ должно быть изъясняемо въ духовномъ смыслѣ, а не
въ буквальномъ — земномъ. Если будемъ слѣдовать толкованію плотскому, т.-е. просто лежа¬
щему въ буквѣ повѣствованія, то должны будемъ принять іудейскія
бредни вт. вопросѣ о пришествіи пророковъ. Если будемъ толковать это
писаніе по буквѣ, по необходимости должны будемъ превратить таин¬
ственное писаніе въ жидовскія бредни: жиды толковали законъ и проро¬
ковъ только по буквѣ и липтлись истины. Такимъ образомъ, и всѣ тѣ,
кто понимаетъ пришествіе пророковъ только по буквѣ, лишаются истины,
идутъ вслѣдъ жидовъ и, по выраженію святыхъ отцовъ, впадаютъ въ