Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 153 — не разбиралъ мой собесѣдникъ. Теперь остается только сказать: разъ онъ
противъ такихъ сильныхъ свидѣтельствъ ничего не могъ сказать, ясно,
что въ защиту своихъ убѣжденій онъ ничего не можетъ сказать. Объ¬
ясняется такимъ образомъ, по словамъ преподобнаго Іоанна Дамаскина,
что тѣ люди, которые правильное крещеніе повторяютъ, уподоб¬
ляются распявшимъ Христа. Распинаютъ Сына Божія, кто соверша¬
етъ второй разъ правильное крещеніе еретиковъ. Становится Евноміемъ,
безумнымъ еретикомъ, кто повторяетъ крещеніе. Повторяющіе крещеніе, по
Оптану Мелевитскому, подобны мертвымъ мухамъ, которыя въ хорошее
масло попали. Вотъ, сколько сужденій, сколько примѣровъ и ученія св.
Церкви и вотъ, сколько тѣхъ беззаконій существуетъ, которыя практику¬
ются въ обществѣ братьевъ-поморцевъ. Прочелъ я еще изъ Ѳеодора Сту¬
дита, что надо еретиковъ раздѣлять на три чина, онъ въ руки не взялъ,
а остановился на послѣднемъ доказательствѣ—73 пр. карѳагенскаго со¬
бора, и въ этомъ правилѣ мой собесѣдникъ находитъ, что еретиковъ
нужно крестить, «иже 2 крещеніями крещены...». Съ этимъ я согласенъ и
онъ согласенъ и Церковь согласна. Читалъ я и изъ Іосифа Волоколамскаго: «Еретики не едино мудр¬
ствуютъ», а въ 73 правилѣ выраженіе: «Понеже тѣхъ крещеніе—не
крещеніе, оскверненіе», говоритъ о нечестивыхъ еретикахъ вродѣ тѣхъ,
которые занесены въ «Соборное Изложеніе» патріархомъ Филаретомъ. По¬
слѣднія слова у патріарха Филарета буквально взяты изъ 73 пр. каре,
соб. Пичугинъ вычиталъ 3-е мѣсто, я уже предварилъ его: «Подобаетъ бо
римлянамъ и всѣхъ, которые обливаются различныхъ вѣръ, какъ като¬
лики, приходящихъ совершенно. крестить». Филаретъ патріархъ это пи¬
салъ противъ католиковъ, которые правильнаго крещенія не совершаютъ.
Такъ и въ первой моей рѣчи сказано, что ихъ крестить надо. Затѣмъ, по¬
вторяю, крещеніе раскольпиковъ есть истинное крещеніе, а потому есть
дѣйствительное и потому не повторяется. Это всел. соб. постановлено не
повторять. Ясно послѣ этого, что въ вопросѣ, какъ принимать приходя¬
щихъ отъ ереси должно быть установлено, что они раздѣляются
на три чина. Въ «Кормчей» книгѣ 7 пр. II всел. собора съ толкованіемъ св.
отцовъ выяснено, что еретиковъ крещенныхъ во имя Св. Троицы перекре¬
щивать не должно. А кто это сдѣлаетъ? — Моитанисты, донатисты, да по¬
морцы. Вотъ откуда это взято. Что касается Кипріана св., то, какъ пишетъ
бл. Августинъ, онъ раскаялся. Въ этомъ онъ хотѣлъ Августина Евсе¬
віемъ подмѣнить, но не удалось, не вышло, благодаря г-ну предсѣдателю.