Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 140 — толкованіе котораго принято всею всел. Церковью. Это мѣсто мой почтен¬
ный собесѣдникъ въ руки не взялъ. Пичугинъ на слова св. отцовъ по
существу ничего не сказалъ и на вопросъ не отвѣтилъ. Святые отцы и
помѣстные соборы—учили ли они, что послѣ крещенія еретическаго, но съ
погруженіемъ и во имя трехъ Ѵпостасей, нужно крестить снова; этого
нигдѣ не найдете и никогда вамъ объ этомъ не прочитать, хотя еще
1000 лѣтъ проживете и все равно не прочтете, ибо этого нѣтъ. Что дѣй¬
ствительно крещеніе пріемлется отъ еретиковъ 2-го и 3-го чина, я уже
усталъ приводить доказательства изъ ученія св. Церкви; но довольно,
каждый, вѣроятно, усвоилъ себѣ основательно, что • второго крещенія
2-го и 3-го чина еретиковъ не должно быть. Теперь мы посмотримъ, какъ учили наши предки, вмѣстѣ съ ними,
вѣдь, протопопъ Аввакумъ и нашъ предокъ и ихъ предокъ, онъ при¬
нималъ правильное крещеніе; «Младенцевъ отъ повиковъ крещенныхъ,
аще отрицалъ и погружалъ, не перекрещивай,—училъ Аввакумъ,—токмо
молитвы старыя проговори и масломъ помажь, и что новикъ не дѣйство¬
валъ, ты доверши. А будетъ отрицанія или погруженія не было: ты
сызнова крести совершенно. Тако же и отъ староставленныхъ, по новому
Требнику,—и надъ тѣми также дѣйствуй по прежде реченному. А кои
по старому Требнику крещены отъ кого-нибудь, тѣ и такъ живутъ. А
попы тѣ, старый или новый по новому дѣйствовалъ—одна бездѣлица.
А буде по старому дѣйствовалъ, новикъ или старой, а служатъ по но¬
вому, клади въ дѣло то крещеніе» («Внутр. вопр. въ расколѣ», Смир¬
нова, стр. 140). Такимъ образомъ, предки наши принимали дѣйствитель¬
нымъ крещеніе, совершенное еретиками. Я скажу больше: крещеніе, со¬
вершенное и въ Церкви Христовой, неправильно, нужно повторять; иногда
въ Церкви Христовой священники по небрежности обливали, то нужно
снова повторять, но если и еретики 2-го и 3-го чина правильно крестили,
тѣ не перекрещиваются, а только помазуются. Вчера нашъ собесѣдникъ
читалъ доказательства изъ «Кормчей» гл. 37, гдѣ сказано, что еретики прі¬
емлются въ Церковь но мѵропомазаніи, противъ насъ, а сегодня она ихъ
же побиваетъ, потому что перекрещивать не велитъ. Это же самое, ска¬
занное противъ насъ, для нихъ служитъ обвиненіемъ. И Захарій Капи-
стенскій (гл. 48, лис. 218) въ кн. «О правдивой единости», гдѣ говорится—
первый всел. соборъ говоритъ, что новатіанъ принимать черезъ мѵропома¬
заніе, — и онъ говоритъ, что перекрещивать нельзя. Мало того, онъ го¬
воритъ, что и католиковъ перекрещивать нельзя.