Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 139 какими-либо лицами изверженными, или даже преданными анаѳемѣ, не
подвергаются настоящимъ правиломъ никакому предосужденію», а отъ
самозванцевъ ничего не пріемлется; и отъ такихъ ничего не пріемлется,
вотъ какъ ваши «священники». Г. Пичугинъ желаетъ, во что бы то ни
стало, опровергнуть авторитетъ блаж. Августина, но безполезно, автори¬
тетъ его стоитъ неподвижно, а искаженіе, сдѣланное въ его сочиненіяхъ,
заключается, какъ я уже объяснилъ, не въ ученіи о крещеніи еретиковъ,
а о Св. Духѣ. Авторитетъ бл. Августина въ ученіи о крещеніи еретиковъ
подтверждается и св. карѳагенскимъ соборомъ, который говоритъ въ 57
правилѣ о крещенныхъ донатистами: «Поелику на предыдущемъ соборѣ,
какъ вы помните, опредѣлено, чтобы въ малолѣтствѣ крещенные дона¬
тистами и неспособные еще знать, какъ гибельно заблужденіе ихъ, но
по достиженіи возраста, способнаго къ размышленію, познавшіе истину
были, по древнему чину, принимаемы въ каѳолическую,. по всему міру
распространенную, Церковь Божію, возложеніемъ руки, то нареканіе за
прежнее заблужденіе не должно служить препятствіемъ къ принятію
ихъ въ чипъ клира, съ того времени, какъ они вмѣстѣ съ истинною вѣрою
признали своею истинную Церковь и, увѣровавъ въ ней во Христа, при¬
няли таинства Троицы, которыя безъ сомнѣнія, всѣ истинны, святы и
божественны и па которыхъ утверждается все упованіе души. Итакъ, хо¬
тя дерзость еретиковъ и старается, подъ именемъ истины, распространить
какъ можно болѣе мнѣній противныхъ истинѣ, но дѣло не утрачиваетъ
своей простоты, такъ какъ святый апостолъ учитъ: единъ Богъ, едина
вѣра, едино крещеніе (Еф. 4, 5); и того, что должно быть препода¬
ваемо одинъ разъ, не слѣдуетъ снова принимать въ дру¬
гой разъ». Ясно, что какъ бл. Августинъ, такъ и св. соборъ говоритъ,
что крещеніе «едино» и у донатистовъ и потому оно не повторялось.
Послѣ этого я вправѣ еще продолжать ссылку на блаж. Августина. Такъ,
бл. Августинъ говоритъ: «Крещеніе раскольниковъ есть истинное кре¬
щеніе Ісуса Христа, и потому дѣйствительное». («Расколъ донатистовъ»,
Кутепова, стр. 122). Даже у него говорится: «перекрещиваніе ни что иное,
какъ ересь» (тамъ же, стр. 188). Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: «Кто во
второй разъ креститъ, тотъ снова распинаетъ Христа». Въ «Кормчей» ска¬
зано въ толков. па 7-ое прав. II вселенскаго собора, что еретики не пере¬
крещиваются, потому что касательно св. крещенія они ни въ чемъ не
отличаются отъ насъ и крестятся одинаково съ православными и потому
не перекрещиваются. Это говоритъ Зонара, толкователь на 7-ое правило,