Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

OCR
— 138 — * л въ Духа Святаго, иже отъ Отца и Сына исходящаго» и сослались ложно,
что бл. Августинъ такъ училъ. Но бл. Августинъ не исповѣдовалъ Свя¬
таго Духа исходящимъ и отъ Сына, въ этомъ только и искаженіе. Вамъ
хотѣлось видѣть это изъ книги, вотъ это самое мѣсто изъ книги «Цар¬
скій Путь», изданіе Павла Прусскаго, когда онъ былъ безпоповцемъ
(листъ 75); выдержка взята изъ Четій Макарія, 31-го августа. Августинъ
не говорилъ, что Духъ Святой отъ Сына исходилъ — это латинщики на
Августина налгали. Искаженіе книгъ Августина заключается въ томъ,
что латинщики внесли въ сочиненія его, что Св. Духъ исходитъ и отъ
Сына, а что у бл. Августина сказано, что крестить еретиковъ 2-го чина
беззаконно, тутъ нѣтъ ереси, потому что всѣ съ этимъ св. соборы согласны.
Вотъ, господинъ собесѣдникъ, какія у васъ натяжки. 47-е правило Василія Великаго я уже разсмотрѣлъ въ первой рѣчи
и указалъ, что Василіемъ Великимъ выражено только мнѣніе, чтобы на-
ватіанъ перекрещивать. Но законъ объ этомъ,— говоритъ онъ,— только
можетъ установить соборъ. Также и Вальсамонъ говоритъ въ толко¬
ваніи, что это правило не нуждается въ толкованіи, потому что оно на¬
писано не какъ законъ, а какъ мнѣніе. Василій Великій относительно
принятія крещенія прямо говоритъ; «Всемѣрно да будетъ установлено»,
т.-е. вообще, чтобы было признано крещеніе еретиковъ, и приходящихъ
къ Церкви принимали только черезъ помазаніе. 18-е правило Сардикійскаго собора дало ему поводъ ополчиться
на нашу хиротонію. Но здѣсь, по справедливости, обвиненіе только про¬
тивъ нихъ. Извѣстно, что на поморскомъ соборѣ говорилось, что ихъ
наставники не простые міряне, но какое-то духовенство, такъ что среди
нихъ это какой-то чинъ — это у нихъ не простые міряне, а духовныя ли¬
ца, и говорятъ, что нѣкоторые имѣютъ даже пріемство благодати. Кре¬
щеніе здѣсь не пріемлется отъ простого мірянина лжесвященника, а
таковы ихъ наставники. Если бы совершено было міряниномъ крещеніе,
то повторять его нельзя, а если я, простой мірянинъ, дерзнулъ надѣть на
себя ризу и началъ совершать таинство крещенія, вотъ такое не пріемлет¬
ся, потому что я былъ бы тогда самозванцемъ, взявшимъ на себя свя¬
щенническій санъ. Это скорѣе всего подходитъ къ ихъ наставникамъ,
потому что, какъ на соборѣ говорилось, они не простые міряне, на нихъ
есть какой-то чинъ. Это говорится относительно васъ и послѣ васъ и
нужно перекрещивать. Здѣсь же въ этомъ толкованіи, которое вы читали,
сказано: (18 пр. Сардикійскаго собора) что «опредѣленные въ клиръ % г * • ’